«Шаганэ, ты моя, Шаганэ !..» - Стихотворение, 1925 год.
Есенин в 1920-е гг. совершил ряд поездок в Грузию и Азербайджан. Первый приезд Есенина в Баку состоялся в августе 1920 года. Приехал он вместе со своими друзьями Анатолием Мариенгофом и Григорием Колобовым. Именно здесь, в Баку, Сергей Александрович закончил поэму "Сорокоуст", которая является важным, этапным произведением в его творчестве. Второй его визит был в начале сентября 1924 года, пробыв в Баку всего несколько дней. Есенин уехал в Тифлис. Главный редактор газеты "Бакинский рабочий" Петр Чагин, который, в принципе, и пригласил Есенина в Баку, узнав, что поэт был здесь, но не зашел к нему, высылает за Есениным корреспондента. И 20 сентября 1924 года в третий раз Есенин приезжает в Баку. Пробыл он здесь до 9 октября. Затем уехал в Тифлис, но, возвращаясь в феврале 1925 года в Москву через Баку. Самый плодотворный - весенний визит поэта в Баку с 31 марта по 25 мая 1925 да. Именно в этот период были написаны его известнейшие "Персидские мотивы". В цикл входит стихотворение «Шаганэ, ты моя, Шаганэ !..», созданное Есениным под впечатлением от знакомства с Шаандухт (Шаганэ) Нерсесовной Тальян (1900-1976), которая в то время преподавала арифметику для 4, 5, 6-х классов и вела нулевую группу в школе.
________________
Всеволод Николаевич Аксёнов (6 (19) апреля 1902г., г. Москва - 29 марта 1960г., г. Москва) - советский театральный актёр, мастер художественного слова. Заслуженный артист РСФСР (1947). Лауреат Сталинской премии I степени (1948). После окончания гимназии Всеволод Аксёнов год служил в Морском ведомстве и Комиссариате внутренних дел. В 1919 году поступил на драматические курсы при Малом театре. Будучи учеником второго курса, познакомился с Евгением Вахтанговым и поступил в Первую студию Художественного театра. Работал в Малом театре с 1920 по 1946 (с перерывами). Принимал активное участие в организации Студии Малого театра, но вскоре покинул студию. С 1935 года Аксёнов выступал на эстраде как профессиональный чтец. В его репертуаре произведения мировой и русской классики: Данте, Гейне, Готье, А. С. Пушкина, А. А. Блока, Есенина, современных поэтов А. Т. Твардовского, М. А. Светлова, К. М. Симонова, стихи поэтов Франции, Англии, Италии. Ему принадлежит инициатива создания музыкально-драматических композиций по произведениям западноевропейской классики. В 1954 году Аксёнов стал постановщиком и главным исполнителем композиции созданной на основе драмы Ибсена «Пер Гюнт» в сопровождении музыки Э. Грига. Концерты проходили в Большом зале МГК имени П. И. Чайковского и в Концертном зале имени П. И. Чайковского с огромным успехом. Образовался небольшой, но стабильный коллектив актёров и музыкантов, который гастролировал по многим городам Советского Союза. Аксёнов вёл курс мастерства художественного слова в Театральном училище им. М.С. Щепкина.
Иллюстрации:
Ш.Тальян
В.Аксёнов
P. S.:
Из воспоминаний Шаганэ Тальян: «... в декабре 1924 года я вышла из школы и направилась домой. На углу я заметила молодого человека выше среднего роста, стройного, русоволосого, в мягкой шляпе и в заграничном макинтоше поверх серого костюма. Бросилась в глаза его необычная внешность, и я подумала, что он приезжий из столицы. ...В Батуме я снимала одну комнату вместе с сестрой Катей, 23-летней девушкой, тоже учительницей. Нашей непосредственной соседкой была массажистка Елизавета Васильевна Иоффе, которая дружила с нами, особенно с Катей. Она знакома была с Повицким, журналистом. В тот же день вечером Иоффе ворвалась к нам в комнату со словами: «Катра, Катра, известный русский поэт хочет познакомиться с нашей Шаганэ». Есенин с Повицким были в это время у неё. Мы пошли. От нас и гостей в крохотной комнатке Иоффе стало невозможно тесно. После того как мы познакомились, я предложила всем идти гулять в парк. ... На следующий день Есенин с Повицким опять зашли и предложили нам принять участие в литературном вечере, где мы могли бы встретить и других их знакомых. Вечер должен был состояться на квартире Повицкого, в которой жил и Есенин. Мы решили прийти. ...На следующий день, уходя из школы, я опять увидела его на том же углу. Было пасмурно, а море начинался шторм. Мы поздоровались, и Есенин предложил пройтись по бульвару, заявив, что не любит такой погоды и лучше почитает мне стихи. Он прочитал «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» и тут же подарил мне два листка клетчатой тетрадочной бумаги, на которых стихотворение было записано. Под ним подпись: «С. Есенин». ...В одну из последующих наших встреч, которые теперь происходили почти ежедневно, он прочитал новое стихотворение «Tы сказала, что Саади...» ...Когда Есенин встречал меня в обществе других мужчин, ... то подходил сам, знакомился с ними, но уходил обязательно со мной. Всегда приходил с цветами, иногда с розами, но чаще с фиалками. Цветы сам очень любил. 4 января он принес книжку своих стихов «Москва кабацкая» (Ленинград, 1924 г.), с автографом, написанным карандашом: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне. С. Есенин. 4.1.25 г., Батум». Вместе с книжкой он принес фотографию, на которой на берегу моря запечатлены он, Новицкий и ещё двое незнакомых мне мужчин, с написанным на обороте стихотворением «Ты сказала, что Саади...». Над стихотворением была надпись: «Милой Шаганэ», а под стихотворением подпись: «С. Есенин». Текст стихотворения состоял из четырёх строф.