Петровский А. - Семья как коллектив - (читает В. Герасимов), (Зап.: 1985г.)

 
Вашему вниманию Лекция академика АПН СССР Артура Петровского.

Артур Владимирович Петровский (14.05.1924г., г. Севастополь - 02.12.2006г., г. Москва) - советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности. Доктор психологических наук (1965), профессор (1967), член-корреспондент (1968), действительный член (1971) и вице-президент АПН СССР (1976-1979), президент РАО (1992-1997). Отец психолога В. А. Петровского и дед терапевта и кардиоревматолога И. В. Егорова.

Читает - В. Герасимов.
Звукорежиссёр - Л. Должников.
Редактор - Л. Гаврикова.

Иллюстрации:
А.Петровский

P. S.:

Тактика воспитательной работы семьи может быть весьма различной - удачной или неудачной, правильной или ошибочной, умелой или неумелой, научно обоснованной или неграмотной- Эта тактика всецело зависит от типе семейных отношений.
Наилучшая форма семейного воспитания - сотрудничество взрослых и детей. Именно в ситуации сотрудничества преодолевается индивидуализм ребенка, складываются качества коллективиста, формируется семья как коллектив. Семья - это ячейка социалистического общества, выполняющая важную социальную функцию воспитания молодого поколения и обеспечения личного счастья людей, что требует взаимной моральной ответственности и действенной взаимопомощи. Обеспечение личного счастья каждого члена семьи и воспитание полноценного гражданина социалистического общества - именно этим характеризуется общая для всех членов семьи деятельность, цели которой выходят за рамки внутрисемейных отношений и являются социально заданными и социально ценными. Если это характерно для данной конкретной семьи, то есть все основания предполагать, что в ней складываются необходимые предпосылки для формирования коллективе как группы высокого уровня развития. В такой семье неизбежно обнаружат себя социально-психологические феномены, которые уже неоднократно выявлялись при психологическом исследовании коллектива. Возьмем, к примеру, такой существенный для характеристики межличностных отношений в коллективе социально-психологический феномен, каким является сплоченность как ценностно-ориентационное единство всех членов семьи. Это значит, что мнения, точки эре-кия, позиции, взгляды членов семьи по важнейшим для нее вопросам в значительной степени совпадают. В этом сущность ее сплоченности и в то же время обязательное условие эффективности воспитания детей в семье, т. е. успешного осуществления одной из важнейших её функций
Нет ничего страшного, если нет в семье согласия в оценке кинофильмов, достоинств футбольной команды, прически дочери, нового костюма отца и т. п. Однако плохо, если нет согласия в оценке того, как надо отдыхать, как надо относиться к деньгам, какие знакомства неподходящие, а какие приемлемые и т, д. И совсем недопустимо, если в семье существуют постоянные разногласия в оценке поступков детей в тех или иных педагогических ситуациях. Ребенок, подобно чуткому прибору, реагирует на малейшие разногласия взрослых. Едва заметное неудовольствие матери по поводу строгости отца, поджатые губы бабушки, которая вышла, слишком громко закрыв дверь, не говоря уж о прямых пререканиях в присутствии ребенка по поводу его поступков, - всё это будет использовано для упрочения влияния младшего на старших членов семейства. Ребенок, никогда не слышавший о коварном политическом маневре (разделяй и властвуй), с успехом его применяет в практике своих взаимоотношений со взрослыми, отыскивая трещины в монолите семейной сплоченности. Семейный коллектив - это когда справедливость и взаимная предупредительность при распределении многосложных домашних обязанностей являются законом для каждого ее члена. Не будем закрывать глаза на исторически сложившееся разделение «семейных ролей» - да, женщине, которую никто не освобождал от изнурительной работы в поле, испокон веку приходилось готовить пищу, нянчить детей. Но не следует забывать, что и у мужчин в прошлом был совсем другой «джентльменский набор» для домашнего употребления. Сюда входили топор и пила - надо было напилить и нарубить дров, в может быть, привезти их из лесу. Здесь были шило и дратва - надо было починить ребятам сапоги, подшить валенки, поправить сбрую лошади и сделать многое другое. Заменить это телевизором и креслом можно, только серьезно нарушив равновесие в правах и обязанностях членов семьи. В хороших семьях, где преобладают начала подлинного коллективизма и сотрудничества, эта несправедливость не допускается. Если обязанности распределены между всеми, в том числе и детьми, семья осознает себя коллективом. Заметьте, при этом выигрывают все; уходит раздражение и обида женщины» мужчина обретает уважение и жены, и детей - он самый сильный, самый надежный товарищ в работе, о детях и говорить нечего, с этого и начинается трудовое воспитание - они находят свое место в общем деле... Многочисленным социально-психологическим проблемам семейных взаимоотношений и посвящена лекция профессора А. В. Петровского.