Шатрова Елена. Творческий портрет. Фрагменты спектаклей -

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Творческий портрет народной артистки СССР Елены Шатровой. Звучат сцены из спектаклей Государственного ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академического Малого театра Союза ССР с участием Елены Шатровой. Комментарий читает Пров Садовский.

- (1) - «Бешенные деньги» - (А. Островский) - Сцена из 2-го действия.
Действующие лица и исполнители:
Лидия - Е. Шатрова;
Чебоксарова - Е. Турчанинова.

- (2) - «Власть тьмы» - (Л. Толстой) - Сцены из 1-го и 2-го действий.
Действующие лица и исполнители:
Матрёна - Е. Шатрова;
Анисья - О. Чуваева.

- (3) - «Порт-Артур» - (И. Попов, А. Степанов) - Сцена из 7-й картины.
Действующие лица и исполнители:
Вера Алексеевна - Е. Шатрова;
Генерал Стессель - К. Зубов;
Генерал Фок - В. Савельев.

- (4) - «На всякого мудреца довольно простоты» - (А. Островский) - Сцены из 2-го действия.
Действующие лица и исполнители:
Мамаева - Е. Шатрова;
Глумов - М. Царёв.

- (5) - «На берегу Невы» - (К. Тренёв) - Сцена из 2-го действия.
Действующие лица и исполнители:
Поля Семёнова - Е. Шатрова;
Буранов - Б. Телегин.

- (6) - «Снегурочка» - (А. Островский) - Сцена из радиопостановки Всесоюзного радио.
Действующие лица и исполнители:
Купава - Е. Шатрова;
Снегурочка - И. Ликсо.

- (7) - «Царь Фёдор Иоаннович» - (А.К. Толстой) - Сцена из 4-го действия.
Действующие лица и исполнители:
Волохова - Е. Шатрова;
Луп-Клешнин - В. Хохряков.

Елена Митрофановна Шатрова (в замужестве - Казанкова) (19 [31] мая 1892г., г. Москва - 15 июля 1976г., г. Москва) - советская актриса, педагог. Народная артистка СССР (1968). Лауреат двух Сталинских премий I степени (1948, 1949). Член ВКП(б) (1950). В 1909 году Елена Шатрова окончила Санкт-Петербургскую женскую гимназию принцессы Ольденбургской Евгении Максимилиановны (ныне - гимназия № 157 им. принцессы Е.М. Ольденбургской), а в 1912 году - частную театральную «Школу сценических искусств» (педагоги А.П. Петровский, А.А. Санин, С.И. Яковлев). В 1912 году руководитель Харьковского драматического театра Н.Н. Синельников пригласил Елену Шатрову в свою труппу. В театре Н.Н. Синельникова актриса служила четыре сезона и в этот период Шатрова вышла замуж за старшего сына Н.Н. Синельникова. Позже Шатрова познакомилась со своим будущим мужем - актёром того же театра Николаем Радиным (наст. фамилия - Казанков). В 1916-1917 гг. Шатрова служила в Театре Суходольских (с 1917 года - Московский драматический театр). В 1918 году - ведущая актриса Театра Корша (с 1920 года - «3-й театр РСФСР. Комедия»). В мае-августе 1924 года - актриса Московского Дмитровского театра. Проведя сезон 1924-1925 гг. в Театре им. МГСПС, а в мае-августе 1925 года в Московском театре «Эрмитаж», Шатрова вернулась в бывший Театр Корша, к тому времени уже получивший новое название - Московский театр «Комедия (бывший Корш)». В 1927-1928 гг. Шатрова выступала на сцене Краснодарского театра драмы, в мае-сентябре 1928 года - в Архангельском театре. С 1932 года - актриса Малого театра Союза ССР. В 1935-1938 годах преподавала в Театральном училище им. М.С. Щепкина при Малом театре. Шатрова много работала на радио. Шатрова вела активную общественную деятельность занимаясь социальными проблемами во Всероссийском театральном обществе (ВТО). В 1964-1976 гг. - заместитель председателя Президиума Совета ВТО.
Депутат Верховного Совета РСФСР 4-5-го созывов.

Иллюстрации:
Е.Шатрова

P. S.:

Если проследить творческий путь народной артистки СССР Елены Митрофановны Шатровой, то первое, о чем невольно думаешь, что покоряет в ней, - это её удивительная целеустремлённость, вера в свое призвание огромная требовательность к себе, к своей работе. Театр вошел в жизнь Шатровой с гимназических лет, с тех пор, как она на сэкономленные деньги покупала билет на галёрку Петербургской Александринки и, отрешившись на несколько часов от нелёгкой житейской повседневности, погружалась в романтический мир, волнующий и захватывающий мир театра. Савина, Мичурина, Стрельская, Варламов, Давыдов, Юрьев пробуждали в ней беззаветную любовь к сцене. Театр заполнил всю её жизнь; своё будущее она связывала только с театром. В дневнике тех далёких лет юная Шатрова записывает: «Нынче я узнала, что моя мать против того, чтобы я была на сцене. И вот, с той роковой минуты, я почувствовала тоску... Может быть, мне не стоило разговор начинать об этом так рано. Ведь мне ещё два года быть а этой почтеннейшей гимназии... И когда она мне сказала, что не хочет, чтобы я была актрисой, мне захотелось крикнуть: «А я хочу, и это будет так !» - но удержалась: а вдруг я не буду актрисой?! Тогда смерть ?! К чему жить, если не быть на сцене ?». В конце концов, преодолев сопротивление родных, Шатрова поступила а петербургскую «Школу сценического искусства», которой руководили талантливые актеры и педагоги А.П. Петровский, А.А. Санин и С.И. Яковлев. В годы ученичества Шатрова много играла в пьесах русских классиков, и уже в то время её талант находил отклик в сердцах зрителей. Её внутренняя цельность, простота и поэтичность особенно проявились в роли Верочки («Месяц в деревне» Тургенева)... Выдающийся немецкий режиссер Макс Рейнгардт, увидавший Шатрову в отрывке из этого спектакля, пригласил ее, тогда еще ученицу, в свою труппу. Но девушка не поехала. Она глубоко прочувствовала и навсегда запомнила слова, сказанные ее учителем Петровским: «Ты русская и должна быть в русском театре»... В 1912 году, после окончания школы, Шатрова получила приглашение от известнейшего провинциального антрепренера Н.Н. Синельникова. У него в те годы собралась прекрасная труппа, украшением которой были прославленные артисты М.Ф. Андреева, В.Л. Юренева, Степан Кузнецов, Н.М. Радин, М.М. Тарханов, К.А. Зубов, Е.А. Полевицкая. За четыре сезона, проведенных в Харькове и Киеве у Синельникова, Елена Шатрова сыграла 58-мь ролей. Наряду с произведениями русских и западных классиков, актрисе приходилось выступать в водевилях, комедиях и мелодрамах. Работа с Синельниковым, заботливо, по-отечески относившимся к ней, делала своё дело: талант её оттачивался, творческие возможности расширялись... Даже в примитивных драматических поделках актриса часто добивалась успеха, преодолевая упорной работой, мастерством слабость ставившихся тогда на провинциальной сцене пьес. Однако главные актёрские удачи Шатровой были увязаны с классическими произведениями - такими, как инсценировки «Дворянского гнезда» И.Тургенева (Лиза), «Обрыва» А.Гончарова (Марфинька), комедиями Островского, среди них - «Дикарка» (Варя), играла она и в пьесах Чехова, Горького... Работа на провинциальной сцене оказалась дня молодой актрисы плодотворной: Шатрова попробовала себя в различных жанрах, приобрела большой репертуар получила ценный творческий и жизненный опыт. После приезда а 1916 году а Москву для нее начался новый жизненный этап. Шатрова выступала в театре Суходольских, в театре Б.Корша, а после 1917 года - в театре МГСПС. В театре Б.Корша ей снова пришлось встретиться с апробированными «боевиками»: мелодрамами. фарсами, салонными комедиями (опыт, приобретённый ею в провинции, весьма пригодился). В репертуаре театра была и классическая драматургия, а впоследствии начали появляться и первые пьесы советских авторов. Новая жизнь, новые веяния не могли не коснуться коллектива. «Сразу почувствовалась необходимость перестройки, - писал в своей автобиографии актёр и режиссёр театра Н.М. Радин. - Марксизм, перевернувший впоследствии моё миросозерцание или, вернее, установивший его, был для меня совершенно неожиданным явлением...». В эти годы на сцене театра Б.Корша ставятся пьесы Льва Никулина, Алексея Толстого, Бернарда Шоу, Анатолия Луначарского... Шатрова играла во всех постановках пьес А.Толстого. Особенный успех выпал на её долю в «Касатке», где она исполняла роль Маши Косаревой. «Мы видели подлинную Касатку, сильную, необузданную, властную, тоскующую... Она дала яркий сценический облик её трактовка роли как нельзя лучше отвечает замыслу талантливого драматурга», - писала пресса. А.Толстой признавал, что успехом «Касатки» он в первую очередь обязан таланту актрисы... Особенно ярко заблистало изящное умное, зрелое дарование Шатровой в комедии Шекспира «Много шума из ничего» и «Укрощение строптивой». Шатрова играла Беатриче и Катарину, Радин - Бенедикта и Петруччо. Это был несравненный дуэт двух больших мастеров. С такой же художественной силой прозвучал дуэт Шатровой и Радина в комедии Ростана «Сирано да Бержерак». Великолепно играла актриса и Элизу Дулитл в комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». В театра Б.Корша Елена Шатрова исполнила более 70-ти ролей... Прекрасная труппа, умная тонкая режиссура способствовали совершенствованию её мастерства, раскрытию её сценического дарования. В 1932 году Елена Митрофановна Шатрова была приглашена в Малый театр... Именно здесь, в доме Островского, ей впервые довелось встретиться с советской драматургией. За годы работы на сцене прославленного театра, она играла Полю а пьесе К.Тренева «На берегу Невы», Милягину в «Великой силе» Б.Ромашова, Гриневу в «Московском характере» А.Софронова, тётю Сашу в «Так и будет» Е.Симонова и многие другие роли, играла глубоко и проникновенно, в лучших реалистических традициях. На сцене Малого театра Елена Митрофановна снова встретилась с пьесами А.Н. Островского. Её дебют в «Бешеных деньгах» в роли Лидии принес актрисе большой и заслуженный успех. Трактовка роли была новая, не традиционная... Повторяя часто ранее созданные ею образы, Шатрова никогда не повторялась. Её увлекали непроторенные пути, она всегда ощущала потребность поиска, усложнения сценических задач. Роль Клеопатры Львовны Мамаевой в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» открыла новые грани её комедийного дарования. Она играла Мамаеву зло, увлеченно, создавая яркий, сатирический портрет стареющей кокотки из высшего общества. Такой же сатирической, еще более остросоциальной направленностью был окрашен в её исполнении образ баронессы Стессель в пьесе И.Попова и А.Степанова «Порт-Артур». Диапазон ролей Шатровой необычайно широк и разнообразен. Рядом с лирическими, комедийными, сатирическими характерами появляются образы, исполненные высочайшей драматической Силы, - такие, например, как Матрена из «Власти тьмы» Льва Толстого или Волохова из трагедии А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Мастерство Елены Митрофановны Шатровой основывается на жизненные наблюдениях, тонком анализе роли и пьесы. Актрису всегда заботит, чтобы её сценическая интерпретация не расходилась с замыслом драматурга. Она всегда ищет для каждого персонажа присущий только ему закон внутреннего поведения, старается как можно глубже и ярче вскрыть его социальную и психологическую сущность. Е.М. Шатрова знает, что основой реалистического искусства является жизнь. Она не может оставаться вдалеке от этой жизни, от жизни всей нашей страны. Она верит в непреходящую, облагораживающую силу искусства, в его высокогуманные цели... Много труда и времени отдает Елена Митрофановна общественной жизни театра, работе во Всероссийском театральном обществе. И в этом она также черпает новые силы, уверенность в правильности избранного пути. Понимание творчества как акта высокого общественного служения всегда вдохновляло актрису. И сейчас, будучи одним из старейших мастеров Малого театра, народная артистка СССР Елена Митрофановна Шатрова полна творческих сил и энергии. Она много работает и ждёт новой работы, новой роли, в которой могла бы показать все своё замечательное умение творить в чудесном мире, который называется Театр. - Юрий Лауфер -