Сарман Ж. - Мамуре - (исп.: Б.Львов-Анохин; Е.Гоголева, К.Мякишев, Т.Панкова, В.Обухова, Е.Весник, Г.Карнович-Валуа, Э.Далматова, В.Сафронов, и др.), (Зап.: 1979г.)

 
Радиокомпозиция спектакля Государственного ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академического Малого театр Союза ССР по одноимённой пьесе французского драматурга Жана Сармана в постановке Бориса Львова-Анохина. Премьера спектакля состоялась на сцене театра «29» декабря 1978 года. Радиокомпозиция подготовлена Всесоюзным радио СССР.

«Мамуре» (франц.: Mamouret) - Пьеса

Эта история о победе весёлого и бунтующего человеческого духа, почти сказочная история о том, как поразительно и неожиданно молодеет человек, пронёсший сквозь долгую и тяжёлую жизнь неугасимый свет своей единственной любви, как бесстрашно встаёт он на защиту молодости и любви.

Жан Сарман (франц.: Jean Sarment ; наст. фамилия - Бельмер ; франц.: Jean Gaston Bellemère) (13.01.1897г., г. Нант - 29.01.1976г., коммуна Булонь-Бийянкур, западный пригород Парижа) - французский драматург и актёр. Дебютировал в литературе в середине 1910-х гг. в составе Нантской группы (groupe de Nantes) - круга молодых авторов, объединившихся вокруг Жака Ваше и выпустивших единственный номер журнала «В дорогу, лихая шайка» (En route, mauvaise troupe, название по первой строке стихотворения Поля Верлена) и затем ещё 4-е номера журнала «Дикая утка» (Canard sauvage). После смерти Ваше опубликовал роман «Жан-Жак из Нанта» (Jean Jacques de Nantes; 1922). В 1914 году бросил Сарман учёбу в лицее родного города и отправился в Париж, чтобы посвятить себя театру. В 1917-1918 гг. гастролировал в Нью-Йорке в составе труппы Жака Копо. По возвращении в Париж играл в постановках Орельена Люнье-По. В 1920 году Сарман дебютировал как драматург поставленной Люнье-По пьесой «Картонная корона» (La Couronne de carton). С 1924 года - драматург и актёр театра «Комеди Франсез». В июле-месяце 1944 года был назначен на пост директора театра, но к исполнению обязанностей не приступил. Помимо многочисленных оригинальных пьес и переработок Шекспира («Отелло», «Ромео и Джульетта») и Шиллера («Дон Карлос»), написал также либретто оперы Макса д’Оллона «Арлекин» (1924), несколько книг прозы, сборник стихотворений (1964) и книгу о режиссёре Шарле Дюллене (1950), вышедшую сразу после смерти последнего. Автор автобиографического романа «Кавалькадур» (фр. Cavalcadour) опубликованного после его смерти. Как киносценарист Жан Сарман известен по фильму «Огненная земля» (1939). Для советского зрителя Жан Сарман известен как автор пьесы «Мамуре», впервые поставленной с большим успехом в 1941 году Шарлем Дюлленом (с Марселью Жени в главной роли). Ксения Куприна, также игравшая в постановках Дюллена, перевела пьесу на русский язык и предложила её для постановки в Малом театре Союза ССР с Еленой Гоголевой в главной роли.
_________________

Вступительное слово - Марина Багдасарян.
_________________

Действующие лица и исполнители:
ведущий - Борис А. Львов-Анохин;
Селина Муре (Мамуре), 106 лет - Елена Н. Гоголева;
Эспри, полковник, её сын, 80 лет - Константин М. Мякишев;
Элоиза, её дочь, 75 лет - Татьяна П. Панкова;
Викторина, её свояченица, 89 лет - Варвара А. Обухова;
Антуан, хозяин харчевни Белый баран, внук Мамуре - Евгений Я. Весник;
Фердинанд, аптекарь, мэр Сан-Вио, внук Мамуре - Геннадий С. Карнович-Валуа;
Армандина, жена Антуана - Элла Н. Далматова (зн. Элла);
Альфонс - Владимир А. Сафронов;
Орас - Анатолий М. Торопов;
Эстель, правнучка Мамуре - Людмила А. Пашкова;
Мари-Жозеф (Фифина), правнучка Мамуре - Евгения К. Глушенко;
Жизель, правнучка Мамуре - Светлана И. Шершнёва;
Франкёр (профессор Маркус), цирковой артист - Виталий М. Соломин;
кюре - Аркадий И. Смирнов;
журналист - Пётр Д. Складчиков;
Гразиела, цирковая наездница - Людмила Н. Щербинина;
Лоран, правнук Мамуре - Олег С. Мартьянов;
Клотильда - Юлия И. Бурыгина;
Агнесса - Галина Г. Микшун;
Селестина - Валерия В. Новак;
Эжени - Елена И. Рубцова;
Пьер - Виталий М. Игаров;
клоунесса - Людмила В. Гайликовская;
Ле-Жуан - Николай Л. Афанасьев;
Жерар, бакалейщик - Иван И. Верейский;
Сонай, учитель - Виктор Ф. Губанков;
нотариус - Валентин И. Маклашин;
- а также - в эпизодах и массовых сценах заняты артисты театра, хор, оркестр Малого театра Союза ССР.

Перевод на русский - Ксения А. Куприна.
Постановка (театр) - Борис А. Львов-Анохин.
Режиссёр (театр) - Владимир К. Седов.
Художники (театр) - Ольга А. Твардовская, Вольдемар А. Макушенко.
Композитор (театр) - Григорий С. Фрид.
Композитор Г.С. Фрид.

Иллюстрации:
К.Куприна
Jean Sarment
Е.Гоголева (в роли Селины Муре)

P. S.:

Ксения Александровна Куприна (8 [21] апреля 1908г., Гатчина, петербургская губ. - 18 ноября 1981г., г. Москва) - модель, актриса, переводчик, литератор. Дочь русского писателя Александра Куприна и Елизаветы Морицовны Гейнрих (вторая жена писателя). Летом 1919 года семья Куприных уехала в Финляндию, а затем в Париж. Чтобы зарабатывать на жизнь, Ксения в 16-ти летнем возрасте становится моделью у известного французского кутюрье Поля Пуаре. В 1926 году Ксения познакомилась с кинорежиссёром Марселем Л’Эрбье и получила свою первую роль в фильме «Дьявол в сердце». После этого она активно снималась в кино (под именем Kissa Kouprine), вплоть до 1936 года, когда вышел последний фильм с её участием. Среди её французских друзей были Жан Маре, Антуан де Сент-Экзюпери, Эдит Пиаф. После отъезда родителей в мае 1937 года в СССР Ксения Александровна некоторое время играла в театре, а потом, окончив курсы, работала костюмером. После окончания Второй мировой войны подрабатывала переводчицей, часто сопровождала в поездках советских спортсменов и делегатов. Узнав о её неустроенной жизни, Союз писателей СССР пригласил Куприну вернуться на Родину, пообещав помощь с работой и жильём. В 1958 году Ксения Куприна приехала в Москву, где и проживала до 1981 года. Живя в Москве Куприна числилась в труппе Московского драматического театра им. А.С. Пушкина, была занята в эпизодических ролях. По возвращению в СССР Ксения Александровна занималась литературными переводами. В 1966 году снялась в советском фильме «У нас есть дети», принимала деятельное участие в организации музея Александра Куприна на его малой Родине (село Наровчат, Пензенская обл.). Автор книги «Мой отец - Куприн». Ксения Александровна была похоронена в Ленинграде рядом со своим отцом на Литераторских мостках Волковского кладбища. Без Ксении Куприной советские зрители, вполне возможно, не увидели бы спектакль «Мамуре». Для советской актрисы Елены Николаевны Гоголевой роль Мамуре стала не только триумфом, но и спасением. Работая над образом Селины Муре, актриса познакомилась со стооднолетней Ксенией Куприной, и, как признавалась Гоголева, многому научилась у Куприной. Актриса очень переживала, получится у неё роль или нет. А Борис Львов-Анохин, поддерживая её, говорил, «Сыграете ! Да вам и играть нечего - хулиганьте, только разрешите себе хулиганить !», «Это мне-то хулиганить, трагической актрисе ?!». Борис Александрович Львов-Анохин поставил спектакль «Мамуре» специально для старейшей актрисы Малого театра Елены Гоголевой и приурочил к её 60-му театральному сезону. Спектакль получился замечательным, тонким, изящным. В 1979 году были осуществлены радиокомпозиция и фильм-спектакль легендарного спектакля Малого театра, а Елена Гоголева продолжала играть столетнюю главу рода Муре, не вставая с кресла, ещё на протяжении 20-ти лет (до 1998 года).