Рассказы о Ленине - Юткевич С. Габрилович ( Подвиг солдата Мухина (сц. Эрдман, Вольпин) Последняя осень сц. Габрилович)

 
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
Рассказы о Ленине

Рассказ первый

ПОДВИГ СОЛДАТА МУХИНА
Сценарий М. Вольпина и Н. Эрдмана

В. И, Ленин М. М. Штраух
Н. К. Крупская М. Пастухова
М. И. Ульянова А. Лисянская
Ф. Э. Дзержинский О. Ефремов
Я. М. Свердлов A, Кутепов
Н. А. Емельянов B.Санаев
Мухин Г. Юхтин
Ефросинья Ивановна Л. Студнева
Генерал Половцев Б. Бибиков
Поручик Барышев Л. Поляков
Прапорщик Борецкий И. Логачев
П. Суханов В, Ратомский

Рассказ второй
ПОСЛЕДНЯЯ ОСЕНЬ
Сценарий Е. Габриловича

В.И.Ленин М. Штраух
Н.К.Крупская М. Пастухова
М, И, Ульянова А. Лисянская
Мухин Г. Юхтин
Саша Л. Крылова
Коля Л. Белявский
Белов И. Воронов
Пояснительный текст читает Р. Выгодский

В советскую Лениниану фильм «Рассказы о Ленине» вошел как явление значительное и во многом самобытное. Ко времени его появления в 1957 году советскими кинематографистами было уже создано немало выдающихся произведений, посвященных великому вождю пролетарской революции, среди которых невозможно не упомянуть ставшее классическим воплощение на киноэкране образа Ленина замечательным советским актером Борисом Щукиным. Тем не менее постановщику фильма Сергею Юткевичу и исполнителю главной роли Максиму Штрауху удалось сказать в фильме собственное слово, добавить к многогранному кинематографическому портрету Ильича новые штрихи.
Фильм состоит из двух сюжетно самостоятельных киноновелл. Одна из них — «Подвиг солдата Мухина» (авторы сценария М. Вольпин и Н. Эрдман) повествует о днях, когда Ленин скрывался от Временного правительства в Разливе. Другая — «Последняя осень» (сценарий Е. Габрило¬вича) посвящена последним месяцам жизни Владимира Ильича. Обе новеллы связаны единым решением ленинской темы. В фильме почти нет эпизодов, в которых Ленин живет и действует в столь неотъемлемом для него предельно энергичном, динамически насыщенном ритме, всегда представлявшимся нам как одна из самых характерных черт его облика. Мы видим Ленина, главным образом, в кругу его близких, углубленного в свои мысли, наедине с природой. События развертываются в фильме неторопливо, с бытовой обстоятельностью: утро в семье Ульяновых, уборка сена, прогулка по лесу тяжело больного Ильича, его напряженные раздумья... Этот, казалось бы, камерный тон повествования не случаен: он дает зрителю максимальную возможность показать Ленина почти неизменно крупным планом, сосредоточить наше пристальное внимание на ходе и развитии ленинской мысли. Минимум внешнего действия нужен создате¬лям фильма для того, чтобы показать главное удивительное богатство внутренней жизни Владимира Ильича, замечательную цельность его натуры, остающейся верной себе и в большом, и в малом. Подобный подход к теме, давая большие возможности исполнителю, в то же время ставит перед ним творческие задачи огромной трудности. И с этими сложнейшими задачами Максим Штраух справился блестяще.
Работа в «Рассказах о Ленине» — не первое обращение Штрауха к образу вождя революции. Еще в 1937 году артист исполнил роль Ленина в спектакле «Правда» в Московском театре Революции (ныне Академиче¬ский театр им. Маяковского), явившись одним из первых создателей ленинского образа на советской сцене. В 1938 году Штраух создал образ Ленина в фильме «Человек с ружьем», также получившем высокую оценку общественности. И все-таки, при всей значимости эти работы актера могут рассматриваться лишь как подготовительные к тому, что сделано Штраухом в «Рассказах о Ленине». Понадобились два десятилетия постоянной напря¬женной работы, изучения и обдумывания материалов для того, чтобы Штраух смог создать ленинский образ такой потрясающей глубины и силы, как это удалось ему сделать в 1957 году.
Десятки, сотни благодарных, взволнованных зрительских писем гово¬рят о том ощущении подлинного, живого Ленина, которое принесло на киноэкране вдохновенное и точное искусство Штрауха. И главное, что не раз отмечалось и зрителями, и прессой, Штрауху и Юткевичу удалось сделать зрителя соучастником совершающихся на киноэкране событий.
Ленин и Саша собирают грибы... Казалось бы, малозначительная, «про¬ходная» бытовая сценка. Но это один из самых сильных эпизодов фильма - таким богатством содержания насытили его режиссер и артист. Внима¬тельно наблюдает Ленин за этой тоненькой миловидной девушкой, и возникает мысль о ее будущем, о судьбе поколений, о грядущем, для кото¬рого, не щадя сил и жизни, боролись большевики. Эти раздумья сменяются восхищением русской природой, всегда такой близкой, горячо им любимой. И снова мысли о трудной борьбе, которая идет там, вдалеке от этого тихого парка... И все это раскрывается перед нами за бытовыми, будничными словами, передаваясь только взглядом, еле уловимыми движениями, и мы как бы становимся собеседниками в этом не высказанном вслух, но непрерывно-ведущемся внутреннем разговоре. От этого образ Ленина становится для нас особенно близок, понятен и дорог.
Пожалуй, самое большое достижение Штрауха в «Рассказах о Ленине» — это глубина, с которой ему удалось передать единство, неразделенность образа Ленина-вождя и Ленина-человека. Может быть, потому с таким предельным напряжением воспринимается выступление Ленина на заводе — единственный эпизод фильма, где вождь революции показан непосредственно в общении с массами, в острой, напряженной обстановке классовой борьбы. Исполнение роли Ленина М. М. Штраухом было отмечено Ленинскойпремией.
Большое значение для успеха фильма в целом и исполнения главной роли имела его эмоциональная атмосфера, с редким мастерством созданная С. Юткевичем. Начиная с тонкой, вдумчивой игры актеров и кончая чудесными видами среднерусской природы, всё это создает удивительно углубленный, проникновенный настрой фильма «Рассказы о Ленине», занявшего достойное место в кинематографической Лениниане.
К. Ефимов