Первой нашей работой на радио в исполнении смешанного оперно-драматического состава была «Марица» Кальмана. Дирижировал Ю. Силантьев. Я не буду перечислять состава «Марицы», скажу только, что небольшую роль старого слуги Тчеко замечательно играл О. Н. Абдулов. Роль Тчеко была последней ролью этого великолепного драматического артиста, одного из энтузиастов советского радиовещания (он и высокое звание народного артиста РСФСР получил в связи с юбилеем радио).
(Г. Ярон, "О любимом жанре")
«МАРИЦА» – ВЕНГЕРСКАЯ РАПСОДИЯ ИМРЕ КАЛЬМАНА
Когда Имре Кальман начал работу над опереттой «Графиня Марица», он был уже всемирно известным композитором. Уже увидели свет «Баядеры», «Княгини чардаша», «Цыгана-премьера»… Премьера оперетты «Марица» на сцене венского театра Ан дер Вин 28 февраля 1924 года прошла с огромным успехом. Новое произведение сразу же привлекло внимание публики и стало неким эталоном неовенской оперетты. «Графиня Марица» и по сей день пользуется таким же признанием публики, пленяя красотой мелодий, поэтичностью, полным любовных интриг и хитросплетений сюжетом. Романтические венгерско-цыганские мотивы с их мечтательностью, капризностью, с изысканным блеском импровизационных украшений как нельзя лучше рассказывают нам о чувствах героини и влюбленного в нее героя.
В свое имение в поисках душевного спасения и надеждах на женское счастье возвращается графиня Марица. Кто же станет ее избранником?.. Ведь все мужчины, стоит им побывать в ее обществе хоть десять минут, непременно хотят на ней жениться!
Оперетту венгерского композитора Имре Кальмана (1882-1953) “Марица” (1924) подчас называют “венгерской рапсодией”. Романтические венгерско-цыганские мотивы с их мечтательностью, капризностью, с изысканным блеском импровизационных украшений как нельзя лучше рассказывают нам о чувствах героини и влюбленного в нее героя.
Фабула: Молодой граф Тассило, разорившись, продает свое имение графине Марице. Тассило имеет обязательство скопить приданое и отдать свою сестру замуж. Поэтому ему приходиться обманным путем остаться в этом имении. Вскоре приезжает графиня Марица и объявляет о своей помолвке с выдуманным женихом Коломаном Зупаном. Марица принимает поздравления и надменно отчитывает управляющего. Неожиданно приезжает действительно существующий Коломан Зупан и надеется жениться на Марице. Графиня же влюбляется в своего управляющего. В это время приезжает его сестра Лиза. Тассило пишет Лизе письмо, в котором говорится о приданном. Письмо случайно попадает в руки Зупана и о содержании письма узнает Марица.
Она прогоняет управляющего своего имения. С приездом тетушки Тассило и Лизы все становится на свои места – выясняются родственные отношения. Влюбленные мирятся, а Зупан делает предложение Лизе.
http://www.operetta.org.ru/cntnt/individual/marica.html
И́мре (Э́ммерих) Ка́льман (венг. Kálmán Imre, нем. Emmerich Kalman; 24 октября 1882 — 30 октября 1953) — венгерский композитор, автор популярных оперетт: «Сильва», «Баядера», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра» и других. Творчество Кальмана завершает период расцвета венской оперетты.
Музыка Кальмана не имеет равных в оперетте по своей праздничности, «нарядности», отточенности мелодики и оркестровки. Она неизменно пронизана венгерскими мотивами[2] — даже если персонаж индиец («Баядера»), русский («Принцесса цирка») или француз («Фиалка Монмартра»), но самая венгерская из оперетт Кальмана — «Марица».
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%EB%FC%EC%E0%ED,_%C8%EC%F0%E5