Залыгин Сергей - Творческий портрет

 
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
Имя Сергея Павловича Залыгина (6.12.1913 - 19.04.2000) останется как имя одного из ведущих писателей в русской литературе второй половины века.

Сергей Павлович Залыгин - родился в 1913 году, вырос в Сибири, окончив сельскохозяйственный техникум, работал агрономом в Хакасии, учился на гидромелиоративном факультете Омского сельскохозяйственного института, работал инженером-гидрографом; в 1948 году защитив кандидатскую диссертацию, возглавил кафедру сельхозмелиорации в Омском СХИ. С1955 года работал в Западно-Сибирском филиале АН СССР, а затем - в Сибирском отделении АН СССР. В 1970 году Залыгин переехал в Москву и занялся только писательской работой. В 1991 году был избран действительным членом Российской Академии Наук (отделение литературы и языка).

Литературная деятельность его началась в Сибири. Первая книга Залыгина “Рассказы” вышла в Омске в 1941 году. Далее последовали “Северные рассказы” (Омск, 1947), “Зерно” (Омск, 1950), “На Большую землю” (М., “Молодая гвардия” 1952), “Утренний рейс” (Омск, 1953). В 1949 году был принят в Союз писателей.

Для всесоюзного писателя имя его впервые прозвучало широко в 1954 году, когда в “Новом мире” появились цикл его очерков “Весна нынешнего года”, посвященных современного колхозной жизни. Этими очерками он сразу же вошел в круг писателей, (Овечкин, Троепольский, Тендряков, Дорош и другие) своим творчеством повернувших литературу тогдашнего времени к реальной жизни, в круг тех, кто подготовил взлет так называемой “деревенской прозы” шестидесятых годов.

Первый роман Залыгина “Тропы Алтая” (1962) был посвящен биологам. В этом произведении впервые была отчетливо заявлена одна из сквозных тем творчества Залыгина - неразрывная связи человека и природы, “натуро-философская” окраска размышлений писателя о жизни общества и современного человека.

А уже следующее произведение Залыгина - повесть “На Иртыше”, напечатанная в “Новом мире” в 1964 году, - стало событием и общественным, и художественным. Впервые в советской подцензурной печати коллективизация тридцатых годов была представлена как трагический перелом в судьбах русского крестьянства, а следовательно - и в судьбах России ХХ века. Однако значимость этой повести отнюдь не исчерпывалось общественно-публицистическим ее содержанием. В новом своем произведении Залыгин выступает как художник и философ. По сути, перед нами художественное исследование создававшегося в России веками крестьянского уклада жизни: быт, культура труда и взаимоотношений, мироощущение, жизненная философия.

Именно с этого произведения, по мнению критики, Залыгин “втягивает нас в обсуждение центральных вопросов исторического бытия нашего народа”(Дедков).

За повестью “На Иртыше” последовали романы “Соленая падь” (1968), “Комиссиия”(1975), “После бури”(1985). Каждое из этих произведений не только для писателя но и для отечественного читателя было этапным в осмыслении основных вопросов русской истории и нашего национального характера.

Роман “Соленая падь”, посвященный гражданской войне в Сибири, рассказывает о партизанском вожаке, полководце-самородке Ефреме Мещерикове (прототипом его стал алтайский крестьянин Е. М. Мамонтов) и о его “партизанской республике”; это роман о сибирском крестьянстве, взявшем в гражданской войне сторону красных и защищавших в ней свои коренные интересы.

В основу сюжета романа “Комиссия”, действие которого также приходится на годы гражданской войны, легла история создания сибирскими крестьянами Лесной Комиссии в 1918 году. Целью этой Комиссии, а по сути, Крестьянского правительства, было сберечь и лес вокруг их деревни, и земли, и саму крестьянскую жизнь в тяжком разоре гражданской войны. “Комиссия” - одна из немногих наших книг, где гражданская война осознана как общенародное, национальное бедствие с глубокими последствиями.

В обоих романах художественно исследуется народная власть, возникшая вне “правил”, по собственному почину и разумению, ее социальная и психологическая природа, ее правосознание и философия, ее идеалы и способ действия. И одновременно это романы о трагедии, об исторической обреченности такой власти. И в “Соленой пади”, и в “Комиссии” весь образ изображаемой жизни как бы вытянут навстречу будущему - Залыгин уверен, что и в 18-м и в 19-м годах правота была на стороне народного большинства; вопрос был в том, как распорядится народ своей правотой и чего добьется, какое будущее заложит для себя.

И, наконец, последний четвертый роман - художественное исследование узловых моментов истории русского общества в начале века - роман “После бури”, явился масштабной попыткой воссоздать “идеологический ландшафт” Советской России двадцатых годов, увидеть ее жизнь, а главное понять порождаемые этой жизнью мысли изнутри, на разных уровнях, в том числе и на тех, какие обычно не принимались во внимание советской литературы, скажем, мировосприятие той поры представителей “старой” России, изгоев в новой действительности.

Творческую манеру Залыгина отличает многосторонность и многогранность - художественные задачи, которые он ставит перед собой, заставляют писателя обращаться к разным стилевым манерам, к разным жанрам. Эпические полотна чередуются с остропроблемным социально-психологическим исследованием общественных нравов 70-х годов в романе “Южноамериканский вариант” (1973). Литературно-критические эссе о Чехове, Платонове, Павле Васильеве, Солженицыне, Шукшине, Трифонове и других соседствуют с сатирическими произведениями (эта линия творчества протянулась у писателя от его повести “Свидетели” (1956) до рассказов восьмидесятых-девяностых годов: Премия, Глосование и другие).

Особым этапом стала поздняя проза Сергея Залыгина, публиковавшаяся им в девяностые годы. Здесь писатель активно продолжает художественное исследование современной ему жизни. И в “Экологическом романе”(1993), и в повести “Фиалка”(1989), рассказах “Однофамилец”(1995), “Уроки правнука Вовки”(1997) читатель встречается с реалиями современной постсоветской жизни, с порождаемыми текущей современностью социально-психологическими типами и общественными коллизиями. И одновременно углубляется мысль писателя. Используются им средства самые разные. В том числе и только вошедшие в литературный обиход у нового сегодняшнего поколения писателей. Наиболее показательная в этом отношении его последний роман “Свобода выбора”(1996).

Произведения С. Залыгина неоднократно отмечались премиями (романы “Южноамериканский вариант” и “Комиссия” - премией журнала “Наш современник”, 1974 и 1976 годы, роман “Соленая падь” - Государственная премия СССР за 1968 год). Награжден орденом Трудового Красного Знамени в 1964 году, орденом Ленина в 1971 году. В 1988 году получил звание Героя Социалистического труда. В девяностые годы награжден Орденом дружбы народов за литературную и общественную деятельность, а также Орденом Сергия Радонежского второй степени и грамота от Алексия Второго за свою экологическую деятельность.

С 1986 по 1997 годы Сергей Павлович работал главным редактором журнала “Новый мир”. С этим временем связана пожалуй самая яркая страница новейшей истории журнала. Залыгин смог вернуть “Новому миру” лидирующее положение среди других литературно-художественных изданий страны. Именно в этом журнале публиковались недоступные ранее советскому читателю произведения русской литературы, и острейшие произведения, посвященные больным сторонам современной жизни. Публицистика “Нового мира” рубежа восьмидесятых-девяностых годов открывала для русского общества всю полноту, остроту и масштабность современных проблем. Вводила в современный культурный обиход современную русскую философию, политологию, экономическую мысль. Журнал стал тем органом, который позволил войти в литературу целой плеяде новых талантливый русских писателей.
http://magazines.russ.ru:81/novyi_mi/redkol/zal/zal.html