Товстоногов Г. - Беседы об искусстве - (читает автор), (Зап.: 1973г.)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Георгий Товстоногов читает главы из своей книги «Круг мыслей» -
- «Станиславский сегодня»
- «Про это»
- «Об Андрее Михайловиче Лобанове»
- «Черкасов»

Георгий Александрович Товстоногов (15 [28] сентября 1915г., г. Тифлис - 23 мая 1989г., г. Ленинград) - советский театральный режиссёр и педагог. Главный режиссёр Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (1950-1956) и Большого драматического театра (1956-1989). Народный артист СССР (1957). Герой Социалистического Труда (1983). Лауреат Ленинской (1958), двух Сталинских (1950, 1952) и двух Государственных премий СССР (1968, 1978).

Иллюстрации:
Г.Товстоногов

P. S.:

Театрального режиссёра зрители видят только на премьере нового спектакля, когда он вместе с актерами выводит на аплодисменты. Однако все, что видят зрители в театре, определено и продиктовано волей и талантом режиссера, - и выбор пьесы, и игра актеров, и весь спектакль - от его идейного замысла, жизненной содержательности до санов малой детали актерского костюма. Уже в конце прошлого века режиссеры все более и более «захватывают» в театре власть, режиссёр становится ведущей фигурой театрального искусства. Возвышение режиссера было вызвано, разумеется, не чьим-то личным властолюбием, но причинами общественного, социального порядка, которые ставили перед искусством всё более сложные задачи. Первыми режиссёрами в современном значении этой профессии были основатели Московского Художественного театра К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко, реформировавшие русское сценическое искусство. Среди ныне действующих советских режиссеров, наследников лучших мхатовских традиций одно из первых мест принадлежит Георгию Александровичу Товстоногову. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных прений Георгий Александрович Товстоногов качал сценический путь в 1931 году в Тбилиси, где он родился и вырос, в русском театре юного зрителя, В 1938 году он завершил своё профессиональное образование в Московском институте театрального искусства им. А.В. Луначарского, где его педагогами были замечательные советские режиссеры А.М. Лобанов и А.Д. Попов. В Тбилиси Товстоногов жил и работал в необычайно талантливой и насыщенной художественными впечатлениями среде, был свидетелем легендарных творческих свершений мастеров грузинского театра, которые создали в нашей стране одну из самых богатых театральных культур. Для судьбы молодого художнике отнюдь не безразличен уровень профессиональной среды, в которую он вступает, - её идеалы, критерии, вершины; по ним равняется впервые входящий. Молодой режиссёр видит спектакли выдающихся режиссёров - К. Марджанишивили и С. Ахметели, игру таких замечательных мастеров грузинского актерского искусства, как У. Чхеидзе, A. Хорава, А. Васадзе, В. Анджапаридзе и многие
другие. Грузинское театральное искусство, его краски и традиции, естественно слившиеся с традициями и профессиональными навыками русского театра, дали Г.А. Товстоногову глубокую и своеобразную художественную культуру. После окончания института театрального искусства Товстоногов работает в Тбилисском русском театре им. А.С. Грибоедова. В 1946 году он переезжает в Москву, где недолго работает в Центральном детском театре, приобретая известность спектаклем «Где-то в Сибири» по повести И. Ирошниковой. В 1950 году Г.А. Товстоногов назначается главным режиссером Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. Отдельные постановки он осуществляет в театре комедии («Помпадуры и помпадурши» по М.Е. Салтыкову-Щедрину) и в театре им. А.С. Пушкина, где ставит один из самых известных своих спектаклей - «Оптимистическую трагедию» Всеволода Вишневского. С 1956 года Г.А. Товстоногов руководит Ленинградским Большим академическим театром им. М. Горького, на сцене которого им поставлено более 30-ти спектаклей. Многие из них стали приметными вехами в развитии советского театрального искусства. От русского театра XIX века советский театр унаследовал высокие принципы реализма и просветительскую роль, понимание театра как кафедры, с которой, по выражению Н.В. Гоголя, можно много сказать миру добра. Опираясь на эти заветы лучших представителей русской театральной культуры, Товстоногов в своём творчестве руководствуется прежде всего значительностью и актуальностью проблематики, заложенной в драматургическом материале. Это определяет высокую взыскательность режиссера к идейному и литературному уровню репертуара. В выборе современных пьес он ориентируется на драматургию психологического толка, в которой через столкновение характеров, их движение и развитие раскрываются важные и сложные проблемы, утверждаются духовные и этические нормы человеке нашего времени. На сцене Большого драматическою театра с успехом шли пьесы А. Арбузова, А. Штейна, А. Володина, B. Розова, В. Пановой, Л. Рахманова я многих других советских драматургов.
Спектакли Г.А. Товстоногова - «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Гибель эскадры» А. Корнейчука, «Беспокойная старость» Л. Рахманова по-новому раскрывали гуманистический смысл исторических свершений, подчеркивал роль партии в борьбе за установление власти Советов. Это были спектакли о людях, чья воля, характеры были выкованы в огне классовой битвы. Общее раскрывалось в них через личное, индивидуальное и это личное воспринималось как лучшее и полное выражение политических и нравственных идеалов революции. За спектакль «Оптимистическая трагедия» Г.А. Товстоногов был удостоен в 1958 году Ленинской премии. Много сил и внимания отдал Г.А. Товстоногов работе над произведениями русской и мировой классической драматургии. Он ставил произведения А.С. Грибоедова («Горе от ума»), Ф.М. Достоевского («Идиот», «Униженные и оскорбленные»), А.М. Горького {«Варвары», «Мещане»), А.П. Чехова («Три сестры»), М.Е. Салтыкова-Щедрина («Помпадуры и помпадурши»), В. Шекспира («Король Генрих IV»). Оставаясь на позициях исторически конкретного подхода к классике, ни модернизируя её. - Ю. Рыбаков -