Зощенко М. - Звучащий альманах - Расписка. - Ёлка. - Слабая тара. - (рассказывают - М.Кольцов, К.Чуковский, И.Ильинский), (чит.: И.Ильинский, С.Юрский), (ведущий - Лев Шилов), (Зап.: 1933-1970-х гг.)

 
Звучащий альманах. Литературно-драматические записи

Исполнители:
Расписка - читает Михаил М. Зощенко;
Ёлка - читает Игорь В. Ильинский;
Слабая тара - читает Сергей Ю. Юрский;
а также - М.Кольцов, К.Чуковский, И.Ильинский.
Ведущий (составитель) - Лев Шилов.
___________________________

Единственная запись Михаила Зощенко, читающего свой рассказ «Расписка», была сделана в 1933г., а опубликована в 1969г. обнаружившим её звукоархивистом Львом Шиловым в альманахе «Кругозор».

- (1) -Расписка - Рассказ, 1929 год
Другие названия: Последний рассказ под названием «Коварство и любовь»
Первая публикация - «Ревизор», 1929, № 36.

Встречаясь с девушкой, молодой человек предлагает ей подписать бумагу, что в случае рождения ребенка он как отец не будет нести за него никакой ответственности.

- (2) - Ёлка - Рассказ, 1938 год; цикл «Лёля и Минька»
Первая публикация - «Ленинградская правда», 1938, 1 января.

Когда Миньке было пять лет, а его сестрёнке Лёле семь, мама пригласила других детей на новогодний праздник. Дети решили посмотреть на красивую ёлку. Под ёлкой они обнаружили подарки, а на ёлке - орехи, пастилки, яблоки и другие украшения. Так тяжело удержаться от соблазна попробовать такие вкусные вещи, когда тебе пять или семь лет.

- (3) - Слабая тара - Рассказ, 1932 год
Другие названия: Мелкий случай из личной жизни
Первая публикация - «Крокодил», 1932, № 10.

Рассказ о предприимчивых работниках, решивших обойти закон о взяточничестве.
________________________

Михаил Михайлович Зощенко (28 июля (9 августа) 1894г., г. Санкт-Петербург - 22 июля 1958г., г. Сестрорецк) - русский советский писатель, драматург, сценарист и переводчик. Классик русской литературы.

Лев Алексеевич Ши́лов (22.05.1932г., г. Москва - 08.09.2004г., г. Москва) - советский и российский искусствовед, прозаик, архивист, один из крупнейших российских собирателей и исследователей аудиозаписей голосов писателей.

Иллюстрации:
М.Зощенко
Л.Шилов

В середине 1920-х гг. выражение «зощенковский персонаж» стало нарицательным и широкоупотребительным. К тому времени в журналах «Смехач», «Бегемот» и «Пушка» уже были напечатаны такие рассказы, как «Баня», «Лимонад», «Нервные люди», «Аристократка», тираж сборников с рассказами писателя; выпушенных издательством журнала «Огонёк», достиг двух миллионов. Встречаясь, с трагикомическими нелепостями быта, люди говорили: «Это для Зощенки». На пластинке вы услышите, как Михаил Кольцов, выступая на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей, рассказывал о шоферах, которые выбрали, как наиболее суровую, такую меру наказания для своего провинившегося товарища; «отвести к писателю Зощенко, и пусть он с него напишет рассказ». Предельно краткие, иногда всего в одну журнальную страничку, динамичные, написанные колоритнейшим языком, эти рассказы Высмеивали пошляков, самодовольное невежество, душевную черствость, хамство. Примечательной особенностью рассказов Зощенко было и то обстоятельство, что их обязательно хотелось читать вслух друзьям и знакомым. Горький пишет Зощенко: «…получил четыре томика ваших рассказов, исподволь прочитал их и теперь часто читаю вслух вечером после обеда своей семье и гостям... Некоторые здешние люди находят, что я неплохо читаю ваши рассказы». С неизменным успехом миниатюры Зощенко читали с эстрады такие артисты, как Хенкин, Утёсов, Бениаминов, Яхонтов, Ильинский. Естественно, особенный интерес слушателей вызвали выступления самого. Единственная сохранившаяся запись авторского чтения вошла в эту пластинку. Многие мемуаристы свидетельствуют о том, что во время чтения своих рассказов Зощенко был совершенно серьезен, и когда ему приводилось останавливаться, так как взрывы смеха заглушали чтение, то писатель глядел не слушателей с некоторым удивлением и вроде недовольством; что де с вами такое и почему вы, собственно, смеётесь. Однако не все читатели понимали всю серьезность «смешных» рассказов Зощенко. Некоторые считали его лишь неистощимым в шутках юмористом и за действительно смешными словами и выражениями «запасайтесь, дьяволы, гробами», «собачка системы пудель» не чувствовали глубокой грусти. Не раз и не два некоторые читатели, а иногда и критики принимали слова его героев за выражение мыслей самого автора, и тогда Зощенко слышал упреки, совершенно несправедливые. Его обвиняли в пошлости, мелкотемье, клевете на действительность ... Обращаясь к своим «молодым начинающим критикам» и отвечая на бывшие и будущие упреки, Зощенко писал; «Опять скажут: грубая клевета на человека! отрыв от масс и так далее. И, дескать, скажут - идейки взяты безусловно некрупные. И герои не горазд какие значительные, как конечно, хотелось бы. Социальной значимости в них, скажут, чего-то мало заметно. И вообще ихние поступки не вызовут такой что ли горячей симпатии со стороны трудящихся масс, которые, дескать, не пойдут безоговорочно за такими персонажами». Конечно, об чем говорить - персонажи, действительно, взяты. невысокого полета ... Это просто, так сказать, прочие граждане с ихними житейскими поступками и беспокойством. Что же касается клеветы на человечество, то этого здесь определенно нету». Внимательный читатель и непредвзятый критик неизменно ощущал в рассказах Зощенко резко отрицательное, чаще всего грустно-ироническое отношение автора к своему герою. О большой и негодующей мысли художника, стоящей за «смешными», словами, говорил, в частности, один из наиболее серьезных исследователей языка писателя Корней Иванович Чуковский (фрагмент из этого выступления воспроизводится на пластинке). Жизненность и действительность рассказов Зощенко была предопределена не только его блестящим талантом и острейшей наблюдательностью, но огромным жизненным опытом. К тридцати годам, когда пришла к нему столь шумная известность, Зощенко уже увидел и пережил очень многое. Он участвовал в первой мировой войне, был ранен и отравлен газами. После февральской революции Зощенко был назначен комендантом Петроградского почтамта. В Красной Армии был командиром пулеметной команды. После демобилизации работал агентом уголовного розыска, инструктором по кролиководству, сапожником, конторщиком, помощником бухгалтера. Этот далеко не полный перечень профессий Зощенко приводит в автобиографии, замечая там же, что он «никогда не работал для удовлетворения своей гордости и тщеславия». Зощенко - автор многих пьес, исторических и автобиографические повестей, но в настоящую пластинку вошли лишь, материалы, представляющие Зощенко - рассказчика. Слушатель пластинки сможет ещё раз оценить всю справедливость характеристики, данной творчеству М.М. Зощенко К.А. Фединым: «Цель его сатиры - добытчики личного счастья, люди однобокого воображения, умеющие только брать, принимающие за должное все, что они получают, и не желающие давать ни крошки того, что от них требуют. Мечтатели о личном благе, иногда лирические, многие грубые, изредка хитроумные, всегда жаднопрактичные. По этой в бетонированной в эпоху цели Зощенко бьет всем изумляющим разнообразием своего оружия».
Лев Шилов