Куприн А - Скрипка Паганини (чит. Анатолий Кторов 1960 )

 
Куприн А
Скрипка Паганини

рассказ, 1929 год;

Аннотация:
Говорят, что маэстро Паганини отдал душу дьяволу в обмен на скрипку, с помощью которой он мог выразить всю меру своего таланта. Договор был исполнен обеими сторонами, и обе стороны остались недовольны этим договором.

"Кому не известна легенда о том, как великий скрипач и композитор Николо Паганини, родом венецианец, продал дьяволу свою душу за волшебную скрипку?.. Зато мало кто знает о том, как закончилась эта богопротивная сделка, и кто в ней оказался победителем: человек или враг человечества?" - так начинается рассказ "Скрипка Паганини" прекрасного русского писателя Александра Ивановича Куприна, написанный им в эмиграции в Париже, в 1929 году. История о том, что всегда волновало людей, - насколько богатство, слава и власть способны заменить спокойствие и чистоту души. "Дешево продается гордая человеческая душа вместе с творческим гением!" - восклицает в отчаянии бедный скрипач...

читает Анатолий Кторов
Анато́лий Петро́вич Кто́ров (настоящая фамилия — Ви́кторов; 1898—1980) — советский актёр театра и кино. Лауреат Сталинской премии первой степени (1952). Народный артист СССР (1963).
Искусство Кторова как актёра, обретая с годами отточенность и зрелость, не испытывало сложной эволюции; хорошие внешние данные и природный артистизм, мастерство сценического диалога уже в первые годы работы выдвинули Кторова в число известных молодых актёров. Анатолий Кторов был близким другом Игоря Ильинского. Умер Анатолий Петрович Кторов 30 сентября 1980 в Москве.

Александр Иванович Куприн (26 августа 1870 — 25 августа 1938, Ленинград, СССР)
— русский писатель.
Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет : цикл очерков «Листригоны» (1907—1911), рассказы о животных, рассказы «Суламифь», «Гранатовый браслет» (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века. Куприн, призванный в чине поручика на Первую мировую войну, с женой-сестрой милосердия. В 1915 году Куприн завершает работу над повестью «Яма», в которой рассказывает о жизни проституток в российских публичных домах. Повесть подверглась осуждению за излишний, по мнению критиков, натурализм. После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, красный террор, он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 году пришёл к Ленину с предложением издавать газету для деревни — «Земля». Работал в издательстве «Всемирная литература», основанном Горьким.
Осенью 1919 года, после поражения Северо-Западной армии эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провёл в Париже, вопреки мнению советского литературоведения, были плодотворным периодом.
В годы эмиграции Куприн пишет три большие повести, много рассказов, статей и эссе. Его проза заметно посветлела. Если «Поединок» сводит образ благородного царского офицера почти до уровня офицера современного, то «Юнкера» наполнены духом русской армии, непобедимым и бессмертным. «Я хотел бы, — говорил Куприн, — чтобы прошлое, которое ушло навсегда, наши училища, наши юнкеры, наша жизнь, обычаи, традиции остались хотя бы на бумаге и не исчезли не только из мира, но даже из памяти людей. „Юнкера“ — это моё завещание русской молодёжи».

http://ru.wikipedia.