«Петербургские трущобы. Книга о сытых и голодных» - Роман, 1864-1867 гг. / Роман был написан Всеволодом Крестовским под влиянием и при поддержке писателя Николая Герасимовича Помяловского (1835-1863), который дал Крестовскому идею большого произведения в духе романов основоположника уголовно-сенсационного жанра массовой литературы Эжена Сю (1804-1857). Впервые роман «Петербургские трущобы. Книга о сытых и голодных» был опубликован в журнале «Отечественные записки» (1864-1866), отрывки вышли также в журнале «Эпоха» (1864), отдельным изданием роман вышел в 4-х томах (1867) и в дальнейшем выдержал несколько переизданий. / Роман «Петербургские трущобы» стоит особняком среди произведений XIX века, он открывает читателям тайны прошлого Петербурга. Это настоящий авантюрный и в то же время реалистический роман. Линия каждого героя и трагический финал логически обоснованы.
«Да, милостивые государи, живем мы с вами в Петербурге долго, коренными петербуржцами считаемся, и часто случалось нам проезжать по Сенной площади и ее окрестностям, мимо тех самых трущоб и вертепов, где гниет падший люд, а и в голову ведь, пожалуй, ни разу не пришел вам вопрос: что творится и делается за этими огромными каменными стенами ? Какая жизнь коловращается в этих грязных чердаках и подвалах ? Отчего эти голод и холод, эта нищета разъедающая в самом центре промышленного, богатого и элегантного города, рядом с палатами и самодовольно-сытыми физиономиями ? Как доходят люди до этого позора, порока, разврата и преступления? Как они нисходят на степень животного, скота, до притупления всего человеческого, всех не только нравственных чувств, но даже иногда физических ощущений страданий и боли ? Отчего все это так совершается ? Какие причины приводят человека к такой жизни ? Сам ли он или другое что виной всего этого ?» ... Действительно, какие причины приводят человека к такой жизни ? В романе чётко прописана старая русская истина: «От тюрьмы и сумы не зарекайся !» На дно жизни падают представители как низшего, так и высшего сословия. В любой момент обстоятельства могут сложиться так, что у человека не будет никакого шанса им противостоять. Так происходит с Наташей и её матерью. Барин перед смертью не позаботился о том, чтоб подписать вольную своей любовнице и её дочке. Барышня, что была воспитана по-французски, ходила в шёлке и бархате, становится горничной, а её мать отправляют на скотный двор. Они крепостные. Но насколько человек готов противостоять таким обстоятельствам ? Наташа готова и противостоит. Крестовский показывает, насколько могущественна движущая сила ненависти и желания мести. А вот князья Чечевинские и Шадурские не могут противостоять обстоятельствам. Крестовский описывает, как гибнут, разрушаются эти семьи. В принципе, каждый получает по заслугам. Анна наказана за свою доверчивость, нежелание трезво оценить реальность, противостоять деспотизму матери. Что она ждала от связи с женатым мужчиной ? В 25-ть лет не знала, что от этого бывают дети ? Девушку, которая предположительно являлась её кузиной, Анна определяет в домашние прислуги. Вернее, это делает её мать, а Анна с готовностью с этим соглашается и охотно пользуется её услугами. Шадурские же бумерангом получают то, что много лет творили с другими людьми. Хотя Владимиру Шадурскому удаётся вывернуться: он удачно женится на невесте с большим приданным и в своей новой семье планирует жить как жил: в обмане и лицемерии.
__________________
Борис Иванович Тетерин (20.03.1937г. - 21.07.2002г., г. Санкт Петербург) - советсский и российский актёр театра и кино. В 1958 году окончил Школу-студию МХАТ (руководитель курса - Г.А.Герасимов). Играл в Ленинградском академическом театре драмы им. А.С. Пушкина (Александринский театр).
__________________
Всеволод Владимирович Крестовский (11 [23] февраля 1839г., с. Малая Березянка, Киевская губ. - 18 [30] января 1895г., г. Варшава) - русский писатель, сторонник натурализма, заметная фигура среди петербургских литераторов пореформенной эпохи, автор авантюрного романа «Петербургские трущобы», литературный критик; отец писательницы Марии Крестовской и скульптора Игоря Крестовского.
Иллюстрации:
Б.Тетерин
Вс.Крестовский