Нешатаева Н. - Сергей Судейкин - (ЛР), (вед.: автор)

 
Радиопередача из авторского цикла Надежды Нешатаевой - «Рассказы о художниках».
__________________

Надежда Борисовна Нешатаева - (26.09.1934г., г. Ленинград - 21.01.2024г., г. Санкт-Петербург) - советский и российский искусствовед, журналист, редактор теле и радио программ на ленинградском радио и телевидении, член Санкт-Петербургского Союза художников России (до 1992 года Ленинградского Союза художников), действительный член Петровской Академии наук и искусств. В 1968 году Нешатаева закончила филологический факультет Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова (ныне - Санкт-Петербургский государственный университет), отделение журналистики. В 1969 году Нешатаева поступила на факультет теории и истории искусства Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (ныне - Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина). В 1977 году окончила институт с присвоением квалификации искусствоведа, представив дипломную работу «Гражданские мотивы творчества Н.Н. Ге», научный руководитель И. Н. Пунина. В 1969-1985 гг. - Нешатаева работала редактором передач по изобразительному искусству на ленинградском телевидении. В 1987-1999 гг. вела авторский цикл передач «Рассказы о художниках» на ленинградском радио. В 2000-е гг. Нешатаева сотрудничала с российским телевидением как сценарист и с журналом «Петербургский художник». Область основных научных интересов Нешатаевой - изобразительное искусство Ленинграда-Петербурга ХХ века. Автор многочисленных публикаций, теле и радио передач, посвящённых творчеству М.К. Аникушина, А.Д. Романычева, С.И. Осипова, Д.В. Беляева, В.С. Вильнера, И.М. Варичева, С.А. Ротницкого, М.Е. Ткачёва и других мастеров изобразительного искусства Ленинграда-Петербурга.
__________________

Сергей Юрьевич (Георгиевич) Судейкин (7 [19] марта 1882г., г. Санкт-Петербург - 12 августа 1946г., дер. Наяк, округ Рокленд, штат Нью-Йорк) - русский театральный художник, сценограф, живописец и график, авангардист. Муж балерины Ольги Глебовой и актрисы Веры де Боссе. Из семьи подполковника Отдельного корпуса жандармов Георгия Порфирьевича Судейкина (1850-1883), который был убит в декабре 1883 года революционерами-народовольцами. В 1897-1909 гг. Сергей Судейкин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у А.Е. Архипова, А.С. Степанова, А.М. Васнецова, Н.А. Касаткина, Л.О. Пастернака. За демонстрацию на студенческой выставке весьма фривольного содержания рисунков, в манере, «не входившей в учебную программу», Судейкин был отчислен сроком на один год. В 1903 году учился в мастерских В.А. Серова и К.А. Коровина. Начало карьеры Сергея Судейкина как театрального художника связано с московским театром «Эрмитаж» в Каретном Ряду. Здесь в 1902 году совместно с Н.Н. Сапуновым он работал над оформлением оперных постановок, в том числе над «Орфеем» К.В. Глюка и «Валькирией» Р.Вагнера. В 1903 году с тем же Сапуновым иллюстрировал драму М. Метерлинка «Смерть Тентажиля». В дальнейшем Судейкин оформлял постановки для Малого драматического, Русского драматического и театра Комиссаржевской в Петербурге. Помимо этого, как художник сотрудничал с журналами «Весы», «Аполлон», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». В 1904 году участвовал в выставке «Алая роза». С 1905 года - участник выставок «Московского товарищества художников», «Союза русских художников» (1905, 1907-1909). В 1907 году Судейкин стоял у истоков символистского художественного объединения «Голубая роза». В 1909 году окончил МУЖВЗ со званием неклассного художника. В том же 1909 году поступил в Академию художеств, в мастерскую Д.Н. Кардовского. Тогда же познакомился с А.Н. Бенуа и другими «мирискуссниками». В 1911 году официально вступил в объединение «Мир Искусства». Судейкин был одним из организаторов и декораторов петербургского литературно-художественного кабаре «Бродячая собака». В 1912 году оформил спектакль «Изнанка жизни» по пьесе Х. Бенавенте в петербургском театре А.К. Рейнеке. В 1915 году Судейкин выполнил декоративные панно для театра-кабаре «Привал комедиантов». В конце 1915 года расстался с женой, Ольгой Глебовой-Судейкиной. В том же году познакомился с актрисой Верой Шиллинг (урождённой Боссе) и в марте 1916 года она переехала к нему в Петроград. В 1917 году Судейкин уезжает в Крым, жил в окрестностях Алушты, затем в Мисхоре, в Ялте участвовал в выставке, организованной С.К. Маковским, вместе с Н.Д. Миллиоти, С.А. Сориным и др.. В феврале 1918 года женился на Вере Шиллинг, взявшей его фамилию. В апреле 1919 года Судейкин переехал в Грузию, в Тифлис, где оформил литературные кафе «Химериони» (ныне - гардероб Государственного Театра им. Шота Руставели) и «Ладья аргонавтов». В декабре 1919 года Судейкин приехал в Баку, где вместе с литератором Николаем Евреиновым работал в кабаре «Веселый Арлекин», для которого выполнил панно. Затем Судейкин возвратился в Тифлис, и далее - в Батум. В 1920 году Сергей и Вера Судейкины эмигрировали во Францию. В Париже Судейкин работал сценографом кабаре «Летучая мышь» Н.Ф. Балиева. В мае 1922 года расстался с женой, Верой Судейкиной. В Париже оформил два спектакля для труппы Анны Павловой. С труппой Балиева Судейкин приехал на гастроли в США в 1922 году и обосновался в Нью-Йорке. В 1924-1931 гг. активно работал над оформлением многих постановок для театра «Метрополитен Опера», (балеты И. Стравинского «Петрушка» (1925), «Соловей» (1926), оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова (1930), «Летучий голландец» Р. Вагнера (1931), сотрудничал с труппами М.М. Фокина, Л.Ф. Мясина, Дж.Баланчина. Создал декорации к опере «Порги и Бесс» (1935) на музыку Джорджа Гершвина и к голливудскому кинофильму «Мы снова живы» (1934-1935) по роману «Воскресение» Льва Толстого.

Иллюстрации:
Н.Нешатаева
С.Судейкин