Соловейчик С. - Чакона - (вед.: автор)

 
Радиопередача из цикла «Я купил пластинку».

Чако́на (испан.: chаlgia, итал.: ciaccona, франц.: chaconne) - изначально средневековый танец карнавального характера. Благодаря испанским инструменталистам XVI века, сумевшим раскрыть в своих сочинениях мелодико-ритмическое богатство иберо-американской народной музыки, музыкальная тема чаконы, равно как сарабанды, фолии и пассакальи, повлияла на общеевропейскую композиторскую практику. Чакона схожа с пассакальей, танцем с иным происхождением, но в дальнейшем развитии сблизилась с последней. В настоящее время оба термина используются в одинаковом смысле. Первоначально чакона была народным танцем, известным в Испании с конца XVI века. Танец исполнялся в сопровождении пения и игры на кастаньетах, в оживленном темпе, с размером 3/4. Характер, согласно описаниям М. Сервантеса (новелла «La ilustre Fregona», опубликована в 1610 г.), Лопе де Вега (1618 г.) и др., был неистовым и диким. Имеются данные о зарождении жанра в испанской популярной культуре Латинской Америки. Не исключается также его мексиканское, индейское или мулатское происхождение. Многие сохранившиеся записи для лютни и гитары свидетельствуют о быстром распространении чаконы в Европе, где она видоизменилась: стала медленным плавным танцем сосредоточенно-величавого характера с лирическим оттенком, чаще в миноре. В Италии чакона, сближаясь с пассакалией, обогатилась вариационным развитием на основе basso ostinato. Перейдя в XVII веке в придворный балет Франции, чакона приобрела медленный темп, церемонный характер. Со временем название «чакона» стало применяться к инструментальным нетанцевальным произведениям (один из ранних образцов имеется в Sonate concertate T. Мерулы для 2-х скрипок с basso continuo, 1637 г.), как самостоятельным (известнейшая в скрипичной литературе чакона для скрипки с басом, приписываемая композитору Т.А. Витали) или со вступительной пьесой (Прелюдия и чакона для клавира И.Фишера), так и входящим в партиту, сюиту (сюита G-dur для клавира Генделя). Особую популярность приобрела чакона из партиты ре минор И. С. Баха для скрипки соло. Известны также чаконы для органа И. Пахельбеля. Композиторы XVII-XVIII вв. применяли форму чаконы в оперных финалах. С XVIII века слово «чакона» стало применяться к нетанцевальным пьесам в форме полифонических вариаций с неизменным басом, близким с пассакальей. Обычно чаконы проникнуты возвышенно-сосредоточенным, иногда трагическим настроением. В XIX веке композиторы почти не обращаются к чаконе; некоторые черты её претворены в таких глубоких сочинениях, как 32 вариации c-moll для фортепиано Бетховена, финал Четвёртой симфонии Брамса. Композиторы XX века обращаются к жанру чаконы сравнительно редко: М.Регер (чакона для скрипки соло, 1909-12), Ф.Бузони (Токката: прелюдия, фантазия, чакона для фортепиано, 1921), Э.Кшенек (токката и чакона для фортепиано, 1922), Б.Барток (соната для скрипки соло, 1943-44, 1-я часть), Р.К. Щедрин (чакона в четырёхдольном размере из «Полифонической тетради» для фортепиано, 1972).
_______________________

Симон Львович Соловейчик (01.10.1930г., г. Симферополь - 18.10.1996г., г. Москва) - советский и российский публицист, преподаватель, теоретик педагогики, журналист, теле- и радиоведущий. С начала 1960-х годов и до конца своей жизни Симон Соловейчик работал в педагогической журналистике. В статьях, книгах, коллективных манифестах он обобщил и представил ключевые идеи «педагогики сотрудничества». В 1984-1988 гг. был (наряду с главным редактором В.Ф. Матвеевым) идейным руководителем газеты «Учительская газета», в 1992 году создал газету «Первое сентября». Автор книги «Педагогика для всех».

Иллюстрации:
С.Соловейчик