Государственный Русский музей. Михайловский дворец - (Зап.: 1968г.)

 
Сокровищница отечественного искусства Русский музей занимает одно из красивейших зданий в центре Санкт-Петербурга - бывший великокняжеский Михайловский дворец. Благодаря архитектурному гению Карло Росси в 1820-1830-х гг. в центре Санкт-Петербурга появился ампирный ансамбль: дворец, площадь и улица, связанные с именем младшего сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича. Строительство дворца началось в 1819 году по повелению Императора Александра I вблизи Михайловского замка, на месте построек прилегавшего к нему сада. В этом были удобство и близость сообщения с Зимним и Аничковым дворцами, Невским проспектом, возможность иметь собственный сад. Согласно проекту, центральное место в ансамбле принадлежало дворцу. К нему примыкали два симметричных служебных флигеля-каре западный - Фрейлинский, восточный - Манежный, в один ряд с Манежным флигелем шёл Конюшенный корпус, за ним на углу Инженерной и Садовой улиц - Прачечный дом; в просторном саду - павильон, пристань на реке Мойке и мостик на прудах. Закладка состоялась «26» июня 1819 года. За 1819-1820 гг. был возведен главный корпус. В 1821 году дворец достроен и поставлены оба примыкающие к нему флигеля. К концу сезона 1822 года общестроительные работы были завершены (работы каменных дел мастеров Ф. Адамини, Д. Адамини, И. Бернадаци). В 1823 году для проведения отделочных работ Строительная Комиссия заключила договоры на конкурсной основе с лучшими декораторами. Реконструкцию Михайловского сада производил архитектор А.Менелас. В 1824 году внутренняя отделка дворца шла полным ходом. В феврале того же года великий князь Михаил Павлович женился на принцессе Шарлотте Вюртембергской, при переходе в православие получившей новое имя и титул великая княгиня Елена Павловна. К середине августа 1825 года работы были в целом завершены. Император Александр I, осмотрев дворец, остался чрезвычайно доволен. Он наградил Росси орденом Св. Владимира III-й степени и бриллиантовым перстнем. «30» августа 1825 года построенный дворец был освящен и пожалован Императором младшему брату в вечное потомственное владение. В итоге на сооружение дворца ушло 6-ть лет и сумма, выплаченная казной, составила 7875000 рублей. Владельцы дворца на протяжении 70-ти лет XIX века -
- (1) - август 1825 г. - август 1849 г. Великий князь Михаил Павлович (1798-1849).
- (2) - август 1849 г. - январь 1873 г. Великая княгиня Елена Павловна (1807-1873).
- (3) - январь 1873 г. - апрель 1894 г. великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая (1827-1894), Родилась в Санкт-Петербурге. С 1851 года замужем за герцогом Георгом-Августом Мекленбург-Стрелицким (1824–1876). Будучи единственной наследницей в поколении, вместе с семьей жила в России. Как хозяйка Михайловского дворца Екатерина Михайловна следовала всем традициям своей августейшей матери. Была председательницей Императорского женского патриотического общества, попечительницей Клинического института великой княгини Елены Павловны (ныне Медицинская академия последипломного образования), Екатерининского женского института. Скончалась в Санкт-Петербурге. Имела пятерых детей: двое (Николай и Мария) умерли в младенчестве. Погребена в Петропавловском соборе.
- (4) - апрель 1894 г. - январь 1895 г. Дети великой княгини Екатерины Михайловны: герцоги Мекленбург-Стрелицкие Георгий Георгиевич (1859-1909), Михаил Георгиевич (1863-1934) и Елена Георгиевна, в замужестве принцесса Саксен-Альтенбургская (1857-1936).
После кончины великой княгини Екатерины Михайловны «30» апреля 1894 года, наследники решили продать дворец. Он был выкуплен казной в январе 1895 года Императором Николаем II для устройства в нём Русского музея в память императора Александра III. Управляющим музеем стал великий князь Георгий Михайлович. Строительную комиссию возглавил профессор М.П. Боткин. Производителем работ назначен архитектор Василий Фёдорович Свиньин. Комиссия осмотрела помещения дворца и предложила оставить лишь те детали дворцового убранства, которые не входили бы в противоречие с характером будущих музейных экспозиций, но подчеркивали бы их выразительность. В нижнем этаже решено было увеличить низкие дверные проемы и проходы между залами, убрать проходные двери, печи, камины и зеркала, на сводах живопись сохранить, заложить двери из лицевых комнат во внутренние помещения; со стен убрать живопись и лепку, лепные потолки сохранить, объединить малые комнаты в экспозиционные залы, убрать все деревянные антресоли, устроить новый входной тамбур; на верхней площадке вестибюля барельефы реставрировать, в бывших россиевских гостиных, в целом сохранить старую отделку; по всему бельэтажу оставить все живописные и лепные потолки, художественные двери, паркеты, кое-где камины. Самые значительные переделки ожидали Танцевальную и Большой Театр. Эти залы должны были сохранить только прежние объёмы и расположение дверных проёмов. Необходимость устройства верхнего света влекла за собой закладку всех окон. Неоклассический стиль новой отделки больших музейных залов обуславливался задачей связать их с россиевской анфиладой. План технической реконструкции, принятый Комиссией, свидетельствовал о взятом направление на коренную реконструкцию здания:
- ремонт верхнего света над главной лестницей;
- капитальное переустройство окон с заменой деревянных широких переплетов на узкие металлические;
- устройство цементо-бетонных перекрытий над помещениями второго этажа для изолирования их от огня со стороны чердака;
- безопасное в пожарном и санитарном отношении центральное отопление с вентиляцией и увлажнением;
- капитальный ремонт водопроводной сети и канализации.
В августе-месяце 1895 года приступили к работе исполнители, отобранные на конкурсной основе. Весной 1896 года по мере по окончании строительного ремонта, распределились подряды на отделочные работы. Интерьеры восстанавливали и создавали архитектор В. Свиньин, живописцы Н.И. Блинов, А. Боравский, Н. Будаков, лепщики Н.И. Савин, Н.А. Попов, мраморщик К. Гвиди, паркетчики И. Тарасов, П. Беляев, А. Циффер, скульпторы А. Адамсон, столяр-краснодеревщик С. Волковиский и др.. «28» февраля 1898 года Комиссия произвела генеральный осмотр всех работ, найдя их исполненными удовлетворительно и во всём согласными с целями музея.

Иллюстрации:
Михайловский дворец (XIX - XXI в.в.)