Герасимов И. - Предел возможного - (читает Олег Табаков), (пер. 5-я из 5-ти), (Зап.: 1980г.)

 
Предел возможного - Роман, 1979 год (год написания: 1978) / Впервые - журнал «Новый мир № 12, 1979», 1979 г.

История жизни Игната Матвеевича Ремеза, прошедшего путь от молодого специалиста в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) до руководителя крупного промышленного предприятия в мирное послевоенное время. Прототипом главного героя романа является Исаак Моисеевич Зальцман. Исаак Моисеевич Зальцман (26 ноября (9 декабря) 1905г., пгт. Томашполь, Винницкая обл. - 17 июля 1988г., г. Ленинград) - советский организатор производства и государственный деятель.

Иосиф Абрамович Герасимов (наст. фамилия - Гершенбаум), (14.10.1922г., г. Минск - 31.03.1991г., г. Москва) - русский советский писатель, журналист, драматург и киносценарист. Член Союза писателей СССР (1956). Родился в семье выходцев из Лодзи - ткача Абрама Л. Гершенбаума, расстрелян в 1938 году, и учительницы начальных классов Леи И. Гершенбаум. Раннее образование получил на идише в Минске, затем учился в русской школе в Свердловске. В годы Великой Отечественной войны - в рядах действующей армии. С 23 июня 1941 года - рядовой отдельного батальона военно-морской базы Балтийского флота. В марте 1942 года был контужен в боях при обороне Ленинграда. С 1943 года - на курсах сержантов Карельского фронта, с октября 1943 года - помощник командира взвода разведки в 23-й гвардейской стрелковой дивизии, потом в 14-м гвардейском стрелковом корпусе 1-й Ударной армии, командир разведвзвода батареи командующего артиллерией Северо-Западного фронта, с октября 1944 года - командир взвода артразведки в составе 2-го Прибалтийского фронта. С августа 1945 года - на 2-м Дальневосточном фронте. Уволен в запас в октябре 1945 года в звании гвардии старшего сержанта. После окончания факультета журналистики Уральского университета в Свердловске в 1949 году вместе с женой - журналисткой Капитолиной Васильевной Кожевниковой (автор книг «Сигналы души», 1972, и «Тепло твоего очага», 1975) - был направлен на работу в Кишинёв, в редакцию газеты «Советская Молдавия». Награжден орденом Красной Звезды (1943), орденом Отечественной войны II степени, орденом Дружбы народов, медалями. Отдельные произведения переводились на другие языки, в том числе повесть «Стук в дверь» на молдавский язык и роман «Предел возможного» на латышский язык. По роману Иосифа Герасимова «Радости земные» (и его же сценарию) о послевоенной жизни в Кишинёве режиссёром Сергеем Колосовым в 1988 году был поставлен одноименный художественный фильм. И. Герасимов написал также сценарии к х/ф «Пять дней отдыха» (Мосфильм, 1969), «Улица без конца» (Беларусьфильм, 1972), «Старые долги» (Киностудия им. Горького, 1979), «Предел возможного» (Мосфильм, 1984), «Время сыновей» (Мосфильм, 1986), «Стук в дверь» (Мосфильм, 1989).
________________________

Олег Павлович Табаков (17.08.1935г., г. Саратов - 12.03.2018г., г. Москва) - советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1988). Лауреат Государственных премий СССР (1967) и Российской Федерации (1998), Премии президента РФ (2003). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Художественный руководитель и директор МХТ им. А. П. Чехова (2000-2018). Основатель и художественный руководитель Московского театра под руководством Олега Табакова («Табакерка») (1987-2018).

Иллюстрации:
И.Герасимов
О.Табаков
И.Зальцман

P.S.:

«Предел возможного» можно считать биографическим произведением, поскольку его главный герой почти полностью «списан» с Зальцмана. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить инициалы (Игнат Матвеевич - Исаак Моисеевич), судьбы (быстро стали директорами, в тяжелейших условиях наладили выпуск танков, после окончания войны лишились должности и отправились мастерами в захолустье), и даже второстепенные эпизоды из жизни (установка стартёров на танки, случай с валенками и т.д.) Ремеза и Зальцмана. Герасимов умело преподнес читателю образ непростого героя. История И. Зальцмана ныне известна в следующей версии. Будучи выходцем из небольшого поселка, он быстро поднялся от батрака на свекловичных полях до директора крупнейшего завода, во время войны наладил выпуск танков на Урале, стал наркомом танковой промышленности, но из-за отказа клеветать на руководителей Ленинграда был сурово наказан (лишен должности, партбилета, понижен до должности инженера) и надолго вычеркнут из официальной истории. Но при погружении в материал выясняется, что это лишь идеализированный сюжет с множеством искажений и умолчаний. Так, стремительная карьера, которую по умолчанию приписывают талантам героя, объясняется довольно прозаично. В 1924г. он вступил в комсомол, а в 1928г. - в партию, что очень помогло ему получить направление в профтехшколу, и после - в Одесский индустриальный институт. Карьерный взлёт от должности начальника цеха (1936) до директора (1938) Кировского завода во многом был вызван «чистками» конца 1930-х гг., в которых выдвиженцу вольно или невольно, но пришлось принять участие. Успехи этого завода, эвакуированного в Челябинск, были обеспечены усилиями целого ряда директоров. За время руководства Зальцманом Кировским заводом отмечалось низкое качество танков. Наконец, «падение» И. Зальцмана произошло и потому, что он не смог навести порядок на вверенном ему заводе и обеспечить выполнение таких важных заданий, как производство тракторов, выпуск танков и изготовление деталей для создававшейся атомной бомбы. Легенда о «хорошем директоре» нужна была И. Зальцману не только для укрепления своего авторитета, но и для того, чтобы приглушить недовольство заводчан скудным питанием, низкими зарплатами, нехваткой нормального жилья, задержкой реэвакуации и прочими проблемами. В военные годы это недовольство не выходило за рамки разговоров и частных эксцессов, но после войны оно резко обострилось и несколько раз вылилось в открытые выступления против руководства завода. Оперативное вмешательство обкома партии позволило справиться с волнениями, имевшими место в 1945-1946гг., однако негативное отношение к директору у многих заводчан осталось. Поэтому на избирательных бюллетенях они писали, что Зальцман - капиталист, шкуродер, зазнавшийся человек, окружил себя «свитой вроде Друтманов и Броунов, Загельманов и Баталиных, Страковских и Злотников», что заботится только о своем благополучии, а другим кандидатам желали «не быть такой свиньей, как Исаак». И по той же причине некоторые заводчане писали о «проделках» Зальцмана в высшие инстанции, что в некоторой степени способствовало его снятию с должности директора. Таким образом, официальная биография И.М. Зальцмана расходилась с реальным отношением к нему населения, которое варьировалось от одобрения до резкой критики. И даже его опала почти не изменила этот расклад, поскольку среди заводчан были те, кто видел в ней заслуженное наказание, и те, кто счел её несправедливой. Доказательством тому явилась заводская партконференция, прошедшая в октябре 1949 г., на которой при выборах нового парткома забаллотировали (311 голосов «против» и 217 «за») главного юриста завода А.М. Зверева. Это он написал И.В. Сталину о беспорядках на заводе, после чего и началось разбирательство с директором. И такое разделение на противников и сторонников И.М. Зальцмана сохранялось десятилетиями, но поскольку со временем плохое забывается, то вторые постепенно оказались в явном большинстве.