Маграчёв Л. - Дневник радиожурналиста. О мужестве - (ЛР), (вып. 4-й), (Зап.: апрель 1968г.)

 
Лазарь Ефимович (Хаимович) Маграчёв (1914г., г. Петроград - 1988г., г. Ленинград) - ленинградский радиожурналист, фронтовой корреспондент. Заслуженный работник культуры РСФСР (1978). Участник Великой Отечественной войны. Учился в музыкальной школе, строительном техникуме. Лазарь Маграчёв не имел журналистского образования. Начал работать на Ленинградском радио в 1937 году, вначале как внештатный сотрудник. До войны работал диктором Ленинградского радио, сотрудник отдела постановок и спектаклей. Вместе с Мотей Фроловым участвовал в организации на Ленинградском радио вещания для детей. Маграчёв работал в Ленинградском комитете радиоинформации и радиовещания в течении всех 900 дней блокады Ленинграда (08.09.1941г. - 27.01.1944г.). Место службы Маграчёва - радиогазета Ленинградского фронта, воинское звание политрук. Корреспондент так называемой «фронтовой редакции», Маргачёв выезжал с заданиями редакции на передовые позиции, корабли Балтийского флота, в авиационные части. В октябре-месяце 1942 года был награждён медалью "За отвагу". Маргачёв в 1943 году был обвинён в фальсификациях репортажей автором которых он являлся. По утверждению обвинителей - Маграчёв, якобы, брал интервью в студии, а после монтировал студийные интервью с записями взрывов. В 1943 году был уволен с Ленинградского радио, но впоследствии справедливость восторжествовала и Лазарь Ефимович был восстановлен в должности, вновь возобновил свою работу в Ленинградском комитете радиоинформации и радиовещания. 9 мая 1945 года Маграчёв присутствовал на подписании акта капитуляции гитлеровской Германии в Карлсхорсте. В 1955 году окончил исторический факультет Ленинградского Государственного Педагогического института. За всё время работы на Ленинградском радио Маграчёв провёл более двух с половиной тысяч радиорепортажей. После войны был автором и ведущим радиопередач «Дневник радиожурналиста», «Обращение к памяти», «Раздумья над старыми плёнками». В 1978 году Лазарь Ефимович ушёл на пенсию, был награждён орденом «Красного знамени». Имя Лазаря Маграчёва высечено на гранитной мемориальной доске у входа в здание Ленинградского радио, в доме № 27 по ул. Итальянской в Санкт-Петербурге. Автор книг - «Сюжеты, сочинённые жизнью» (1972), «Репортаж из блокады» (1988).

Иллюстрации:
- Л.Маграчёв
На фото (1941г.):
- крайний слева - В.В.Зиновьев (комендор)
- в центре - Николай Александрович Никишин (старший торпедист)
- крайний справа - А.В.Мазнин (электрик)

P. S.:

История подводной лодки с которой спаслись три краснофлотца - «С-11» подводная лодка IX-бис серии - заложена 25.10.1937г. на заводе №112 (Красное Сормово) в г. Горьком (г. Нижний Новгород) под стапельным номером 245. 20.04.1938г. подводная лодка спущена на воду. 22 июня 1941 года «С-11» находилась в составе учебной бригады ПЛ в Кронштадте, где проходила швартовые испытания. В мае 1941 года прежний командир подводной лодки капитан 3 ранга Радченко Валентин Павлович за длительную самовольную отлучку в Ригу был отстранен от должности, а на его место получил назначение капитан-лейтенант Середа Анатолий Михайлович. Сведя к минимуму программу испытаний командование КБФ уже 27 июня 1941 года подписало приемный акт, и «С-11» вступила в строй, войдя в состав Краснознаменного Балтийского флота с переходом в оперативное подчинение командира 1-й бригады ПЛ КБФ. 13 июля «С-11» с новым командиром вышла в район Мемеля. Так как А.Середа до этого никогда не командовал подводными лодками этого типа, на борту корабля в качестве обеспечивающего находился командир 14-го дивизиона ПЛ капитан 3 ранга Тузов Иван Николаевич. Крейсерство прошло безрезультатно. Часто встречающееся в послевоенной литературе заявление о торпедировании «С-11» немецкого корабля не соответствует действительности. В советских источниках приводятся разные наименования объекта «первой удачной атаки балтийских подводников»: Сетепрорыватель «№ 11», судно минной разведки «Шифф-11» (бывший эстонский пароход «Ханония»), Военный транспорт «КТ-11», (его 6 мая 1943 года в ходе налета на Редже-ди-Калабрия потопила американская авиация, и хотя корабль вскоре был поднят и поставлен на ремонт в доке Мессины, он был окончательно разрушен при налете союзной авиации 25.05.1943г.). Возможно, подводная лодка «С-11» все же провела одну атаку, так как в 16.40 19 июля подрыватель минных заграждений (Speerbrecher) №11, шедший в сопровождении двух тральщиков на ремонт из Либавы в Данциг зафиксировал торпедный след, прошедший в 30 м за кормой корабля. Сам подрыватель (бывший пароход «Бельграно», он так же фигурирует в советских источниках как жертва торпеды «С-11») погиб на мине 04.01.1945г., поднят, и после войны достался Великобритании. 2 августа 1941г., возвращаясь с позиции, в проливе Соэла-Вяйн в районе маяка Тоффи «С-11» подорвалась на донной мине заграждения «Кобург», выставленного германскими торпедными катерами 2-й флотилии. Субмарина затонула на 11-метровой глубине. С поверхности воды сопровождавшие лодку катера подобрали тело комдива и тяжелораненых командира и механика, которые умерли, не приходя в сознание. Тела погибшего при взрыве подводной лодки комдива Тузова и умершего на берегу механика Бабиса были похоронены близ Триги, скончавшийся несколько позже командир подводной лодки предан земле на госпитальном кладбище в Курессааре. В шестом отсеке лодки в живых остались главный старшина Милютин и краснофлотцы Биденко и Гординский,
а в кормовом седьмом - старший торпедист Николай Никишкин,
комендор Зиновьев,
электрики Мазнин и Мареев.
Людям из шестого отсека в седьмой перебраться не удалось, и они погибли. Спустя 6 часов после подрыва лодки, троим морякам из седьмого отсека (В.Зиновьеву, Н.Никишину и А.Мазнину) удалось покинуть аварийный корабль через кормовой торпедный аппарат. Мареев выбраться из лодки не смог. В августе 1941 года море вынесло на берег острова Даго (Хийумаа) тела еще семерых членов экипажа «С-11». Три человека похоронены в районе артиллерийской батареи у местечка Тохври. (Вероятно, штурман Головань, командир БЧ-2-3 Захаров и неизвестный краснофлотец). Четверо (лейтенант, старшина 2 статьи и два краснофлотца) покоятся в братской могиле в районе деревни Ойнику. Из них по документам опознан только помощник командира «С-11» лейтенант Бахтин.