Андроникова И. - Вещий Патаня - (цыганская сказка), (ЛР), (исп.: ??), (Зап.: 1965г.)

 
Цыганская народная сказка в пересказе Инги М. Андрониковой из её сборника сказок "Сказки идущих за солнцем".

Пошла цыганка Гаша по воду. Не успела ведра начерпать, как родила. Начала она кричать, на помощь звать. Прибежал её муж Янка, ребёнка принял и стал его в речке ополаскивать. Вода к вечеру теплая, как в неостывшем самоваре. Радуется Янка, что у него сын, а не дочка. И красное солнце опустилось низко, глядит на детя, улыбается. А цыган смотрит на воду и кажется ему, что он в серебре и золоте сына купает ...
__________________________

Инга Михайловна Андро́никова (29.09.1937г., г. Ленинград - 03.10.1994г., г. Санкт-Петербург) - цыганский этнограф, исследователь и собиратель фольклора и мифологии русских цыган. В советское время подверглась травле, предположительно, в связи со своими исследованиями. В 1955 году Андроникова окончила среднюю школу № 239 (Ленинград). Через несколько лет Инга поступила на заочное отделение факультета журналистики Ленинградского университета, которое окончила в 1964 году. И.Андроникова защитила диплом по теме «Из истории печати цыганского народа 1920-х-1930-х гг.». Для написания диплома Инга изучила большое количество литературы, периодики и агитационных материалов на цыганском языке, выходивших в СССР. Итогом этой работы стала библиография «Литература на цыганском языке», содержащая перечень книг и статей по темам, составленный по фондам Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Машинописный экземпляр библиографии в настоящее время хранится в отделе национальных литератур Российской национальной библиотеки, а рабочая картотека по цыганской литературе поступила в Российский институт истории искусств в составе архива Андрониковой. В 1963 году Андроникова, под псевдонимом Инда Романы́-Чай (то есть «Цыганочка»), опубликовала сборник «Сказки идущих за солнцем», написанный по мотивам цыганского фольклора. Вступление к сборнику написал Лев В. Успенский. Сказки этого сборника имели успех. На них был опубликован положительный отзыв в журнале «Звезда» (№11, 1963). Несколько сказок были записаны на Ленинградском радио профессиональными чтецами. В качестве музыкальных заставок в этих студийных записях использовались песни и инструментальные композиции в исполнении цыганского хора под руководством Алексея В. Дулькевича-старшего. И.Андроникова проводила этнографические экспедиции по европейской части РСФСР. В 1967-1969 гг. Андрониковой был собран статистический материал по 27 областям европейской части РСФСР, был систематизирован научный материал для защиты диссертации, но защита не состоялась. В Институте этнографии у Андрониковой возник серьёзный конфликт. На Андроникову регулярно писали докладные, в которых обвиняли её в «недостойном поведении». Когда она заболела воспалением лёгких, в Институте ей оформили прогулы. В декабре 1973 года Андроникова была уволена по сокращению штата. Инга Андроникова отстаивала свою научную тему - писала в отдел науки ЦК КПСС и в Совет Министров РСФСР. Она просила позволить ей продолжить изучение культуры цыган и неоднократно настаивала, что может подготовить к изданию несколько книг. Вскоре после отправки писем, в мае-июне 1974 года, в доме Андрониковой проходит обыск. Большая часть архива (касающаяся полевых исследований, записей о собственной культуре цыган, а также документы матери Инги) была изъята, при этом остались исследования по цыганской периодике. От стресса Инга Михайловна тяжело заболела, у 37-летней женщины стали отказывать ноги, а потом начались мозговые нарушения. Последние двадцать лет жизни она страдала тяжёлой формой нервного расстройства. 3 октября 1994 года Инга Михайловна скончалась.

Примечание:
- Мать Инги, Екатерина Васильевна, урождённая Николаева, 1905 года рождения, так же, как впоследствии её дочь, собирала цыганский фольклор. Сама Инга начала общаться с ленинградскими цыганами в 1948 или 1949 году.
- В пословицах из собрания Андрониковой отображены несколько исторических периодов, начиная с реалий царской России и заканчивая хрущёвскими временами.
- Основным информатором Инги Михайловны была кочевая, но грамотная цыганка, хорошо знакомая с родной культурой, Ольга Васильевна Иванова-Цыбульская.
- Тётя Инги Михайловны, сестра её матери, Надежда Васильевна Новицкая (Николаева) также собирала цыганский фольклор.
- Благодаря своему полу Николаевым и Андрониковой удалось записать уникальный пласт фольклора, недоступный прочим исследователям (мужчинам). Они записали пословицы, песни и сказки, имеющие хождение только среди цыганских женщин.
- Юной Инге посвящал стихи цыганский мальчик-поэт по имени Коля. Ныне член Союза журналистов, Союза писателей России, Заслуженный работник культуры РФ поэт Николай Александрович Василевский.
- Цыганолог Николай Бессонов на своём сайте написал: «... Если и есть что-то истинное в знаменитой булгаковской фразе: „Рукописи не горят“ - то это именно об архиве Инги Андрониковой ...».