Каверин В - Два капитана (радиокомп., Ленком, 1952)

 
Вениамин Каверин, "Два капитана"
Ленинградский театр им. Ленинского комсомола
радиокомпозиция спектакля

Инсценировка — Захарий Юдкевич, Вениамин Каверин.
Постановка — Михаил Чежегов.

Исполнители:
Саня Григорьев — Георгий Самойлов;
Саша, его сестра — Анна Лузина;
Катя Татаринова — Нина Родионова ?
Ромашов — Александр Рахленко ?

>>

«Держишься, Саня? — Конечно, держимся! — Дотянем, Саня? — Конечно, дотянем!» — Вот его ответы штурману разбитого самолета после того, как далеко на Севере, «на большой морской дороге» ему удалось потопить фашистский немецкий рейдер. И действительно, разбитый самолет почти чудом выведен им к берегу...

Как мог такой характер молодого человека нашей эпохи не привлечь к себе внимания Театра им. Ленинского комсомола? Верно оценив мужественную и целеустремленную романтику образа Сани Григорьева, театр создал инсценировку романа «Два капитана» и показал ее своему зрителю. Но в инсценировке (авторы В. Каверин и 3. Юдкевич), а вслед за нею и в спектакле (постановка М. Чежегова) образ Сани был обеднен.

Саня Григорьев в пьесе и на сцене впервые предстает перед зрителями почти мальчиком. В его смелом и деятельном характере легко ощутимы задатки человека одаренного и энергического. Но когда Саня становится взрослым, делается капитаном морской авиации, авторам пьесы не удается раскрыть в его образе духовное богатство передового человека нашей страны, мечтателя и деятеля; думается, что это произошло оттого, что в стремлении следовать законам драмы, в погоне за узко понятым «единством действия» авторы отсекли те линии романа, где характер Сани раскрывается наиболее полно. Фанатически одержимый стремлением установить виновников гибели капитана Татаринова, Саня в инсценировке и спектакле утверждает, что цель его жизни не ограничена этим трудным расследованием; так авторы подчеркнули, что масштаб жизненных интересов Сани не замкнут одной задачей. Однако это лишь декларация героя; по существу же вся деятельность Сани в спектакле ограничена именно расследованием судьбы капитана Татаринова, с чем связаны и перипетии его любви к дочери Татаринова, Кате. И несмотря на обаяние артистического исполнения роли Сани артистом Г. Самойловым, в образе героя-современника, борца, искателя и испытателя, остались нераскрытыми ни вся его общественная целеустремленность, ни все его душевное богатство. А благодаря этому романтический характер героя приобрел некую этическую отвлеченность, вопреки нашему пониманию романтики с ее реалистической обоснованностью и четкостью идейной программы.

Ю. Головашенко (1948 г.)
_http://www.l-teatr.ru/Lenkom-articles/id16/

====p====