Богословский А. - Алые паруса - (опера-феерия), (исп.: Т.Шабельникова, С.Станишевский, Ю.Слободкин, Н.Киреева, Н.Воробьёв, В.Романцев, и др.), (часть 4-я из 8-ми), (Зап.: 1976г.)

 
Вашему вниманию звуковая дорожка оперы-феерии "Алые паруса", записанная в 1976 году вокально-инструментальным ансамблем «Музыка» на музыку Андрея Никитича Богословского. Сюжетной основой спектакля является повесть Александра Грина «Алые паруса». Запись осуществлена Всесоюзной студией грамзаписи «Мелодия» в 1976 году (2 грампластинки формата LP, альбом вышел в 1983 году). Премьера оперы-феерии "Алые паруса" состоялась в 1973 году.

Андрей Никитич Богословский (03.10.1953г., г. Москва - 08.10.2007г., г. Москва) - советский литератор, поэт, музыкант. Сын известного советского композитора Никиты Богословского. Сын Андрей, в котором родители души не чаяли, которому они дали прекрасное образование и, как говорили тогда, путёвку в жизнь, поначалу старался не ударить в грязь лицом и стать достойным славы своего отца. Однако Андрей, как и первый сын Богословских, Кирилл, только отведав славы, пристрастился к алкоголю. С тех пор его жизнь начала превращаться в ад... Прошли годы. Не выдержав постоянных ссор любимых людей – мужа и сына, после тяжелой болезни, умерла Наталья (мать Андрея). Никита очень тяжело переживал эту потерю. С тех пор видеть своего непутевого сына он не хотел, хоть и периодически пытался возвратить его к трезвой жизни, пристраивая на работу к друзьям. Андрей спился, попал в психиатрическую больницу, писал оттуда письма отцу. Страшные письма. Никита Богословский их читал и складывал в шкаф, не принимая никаких действий к спасению сына, а тот продолжал ждать помощи. Но не дождался. Андрей умер в психиатрической больнице им. Ганнушкина, где он провел 7-мь последних лет своей жизни.
___________________________

Действующие лица и исполнители:
Ассоль - Татьяна П. Шабельникова;
Грэй - С. Станишевский;
Сказочник - Юрий Слободкин;
Мать Грэя - Н. Киреева;
I-й помощник капитана, трактирщик, угольщик, отец Грэя - Николай Воробьёв;
II-й помощник капитана - В. Романцев;
Матросы, домочадцы, приказчики, горожане - вокальная группа ВИА «Музыка».

Автор либретто / Композитор - Андрей Н. Богословский.
Режиссёр - Николай Воробьёв.
Звукорежиссёр - В. Беднов.
Редактор - В. Рыжиков.

Иллюстрации:
А.Богословский

P. S.:

Мир музыки, запечатленный на звучащих дисках, необычайно широк: они дают нам чудесную возможность общения с прекрасным. Конечно, живое исполнение имеет свои несомненные преимущества, однако, обладая записью произведения, которое затронуло ваше сердце, вы можете его прослушивать много раз и каждый раз открывать в нем новые черты. Это особенно важно, как мне кажется, при прослушивании новых сочинений, так как знакомство и искусстве с новым, ранее неизвестным, должно происходить в той сосредоточенной обстановке, когда человек остается с музыкой наедине. Нa этих дисках вы услышите новое произведение Андрея Богословского. Молодой автор выступает здесь в трех различных качествах: и как композитор, и как поэт, и как либреттист. По жанру это опера-феерия (созданная для вокально-инструментального ансамбля), в которой вы встретитесь с самыми разнообразными средствами музыкального выражения. Арии, ансамбли, хоры, песни - все сплетается в единое целое. Поэтому, когда размышляешь о жанре сочинения, то его название представляется закономерным и органичным. Сюжетной основой сочинения Андрея Богословского явилась повесть Александра Грина «Алые паруса». Музыканты не раз обращались к этой удивительной романтической сказке о чистой и нежной любви. Для того чтобы выразить в музыке прекрасный мир образов Грина, композитору необходимо обладать большим запасом душевной теплоты, неподдельной искренности, темпераментом. Андрей Богословский предстал перед нами в этом музыкально-поэтическом произведении как музыкант одухотворенный, полный юношеского, доброго и взволнованного восприятия жизни. Его многогранная одаренность, композиторское и литературное мастерство, сделали это произведение органичным, созданным как бы на одном дыхании. Действие оперы-феерии происходит в маленьком приморском городке. Пролог вводит слушателя в трепетный и наивный мир детской мечты. ...У ручья сидит Ассоль. Она пускает игрушечный кораблик и поет трогательную песенку. Неожиданно течение подхватывает кораблик, девочка спешит за ним и, выбежав на полянку, видит незнакомого человека. Это старый Сказочник. В своем мелодичном кантиленном ариозо он рассказывает Ассоль, что в ее жизни случится чудо настанет день, когда за ней приплывет настоящий корабль с алыми парусами и прекрасный принц, увезет ее в далекие края. Так начинается опера. А дальше ? А дальше жизнь - страдания, радости, душевные переживания героев.
- (I картина) - Капитан Грэй отправляется в далёкое плавание. Родители и друзья желают ему успехов и счастья. Картина построена в форме рондо, с возвращением рефрена хора провожающих.
- (II картина) - Прошли годы, но Ассоль не забыла предсказания Сказочника. И вот однажды, когда она спала в высокой траве, на лесной поляне появился Грэй. Он подошел к спящей девушке и замер, очарованный... Проснувшаяся Ассоль в радостном удивлении - на руке её сверкает кольцо. Девушка уверена, что это подарок ее неизвестного возлюбленного, который скоро приедет за ней. Впервые в оркестре полностью звучит тема «алых парусов».
- (III картина) - начинается динамичным хором и пляской матросов, посетителей кабачка. Грэй расспрашивает Трактирщика о встреченной в лесу девушке. Трактирщик смеется над «сумасшедшей девчонкой», которая всю жизнь ждет какой-то корабль с алыми парусами, но тут в разговор вступает друг Ассоль - Угольщик. В своей лирической, задушевной песне он хвалит девушку, восхищается её добрым характером и доверчивостью. Трактирщик пытается возразить, но Грэй уже понял, что Ассоль именно та, которую он искал всю жизнь. Звучит его монолог - страстный, напряженный, с использованием самых высоких голосовых регистров.
- (IV картина) - На городской площади Грэй покупает в лавочке алый шелк для парусов. Колоритны фигуры суетящихся приказчиков, льстивого Торговца, бродячих музыкантов.
- (V картина) - Палуба корабля. Лихая, задорная песня и танец матросов. Грэй счастлив. Он влюблён в прекрасную, таинственную незнакомку, о которой рассказывает друзьям. Матросы натягивают паруса. Появляются музыканты. Песни, танцы. Грэй поет балладуо всепобеждающей любви.
- (VI картина, финал оперы) - Картина эта самая сложная и динамичная по музыкальной драматургии; в ней сталкиваются и противоборствуют основные темы оперы. ...Ассоль идёт по улице городка. При виде девушки принаряженные обыватели отводят глаза и усмехаются, слышны праздничные колокола. Ассоль поет о своем одиночестве, зовет далекого возлюбленного. Появляется Угольщик, он утешает девушку, защищает от толпы, которая смеется над ней. Постепенно нагнетаются темп и сила звучания музыки (частая смена необычных, но очень органичных темпов и метров). Кульминация сцены прерывается криком с набережной: «Корабль! Корабль с алыми парусами !» К пристани медленно подходит корабль, на берег сходит Грэй, берет Ассоль за руку и уводит с собой. В полную силу звучит тема «алых парусов». Влюбленные отплывают в дальние края... Так кончается опера. В её финале появляется современно одетый парень с гитарой. Он поёт о том, что молодые люди должны мечтать и надеяться, что счастье не надо искать в далеких краях - оно всегда рядом. Нужно лишь уметь бороться за свое счастье, верить в него. Таков сценарный план оперы. В музыкально-сценическом произведении чрезвычайно важно органическое сочетание всех компонентов действия, яркость музыкальных характеристик. У Андрея Богословского действующие лица и поэтически и музыкально достоверны. Легко запоминаются бесхитростные интонации, характеризуюшие образ Ассоль, и темпераментные песни, баллады, арии и речитативы Грэя. Удались также и эпизоды, в которых действуют персонажи, наделенные сатирическими чертами. Столкновение разных по смыслу и приемам выражения музыкальных образов создает крепкую драматургию действия. Опера «Алые паруса» звучит в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Музыка» под руководством Николая Воробьёва. И ансамбль, и пение солистов Т. Шабельниковой, С. Станишевского, Н. Воробьёва, Ю. Слободкина производит самое хорошее впечатление. Думается, что альбом этот найдет широкий круг слушателей. В заключение хочется высказать соображение, относящееся к вопросу, связанному с исполнительской деятельностью наших вокально-инструментальных ансамблей. Огромные массы молодежи увлечены этим видом музыкального исполнительства. У иных людей создается неверное представление, заключающееся в том, что участие в вокально-инструментальном ансамбле не требует серьезной музыкальной подготовки. В погоне за доходчивостью в ансамблевое исполнительство порой приходит примитив, убогость мышления. Появление новых, разнообразных по форме произведений в этом жанре необходимо. Такие произведения расширяют представление о возможностях вокально-инструментального жанра, К числу таких произведений относится добрая и талантливая опера Андрея Богословского «Алые паруса». - Оскар Фельцман, Заслуженный деятель искусств РСФСР -