Салтыков-Щедрин М. - Господа Головлёвы - (исп.: Георгий Менглет), (пер. 5-я из 5-ти), (Зап.: 1977г.)

 
Часть III. Глава V. Недозволенные семейные радости. «Господа Головлёвы»

Господа Головлёвы - Роман, 1880 год

Главный персонаж, Порфирий Владимирович (Иудушка), терроризирует свою семью, извлекая выгоду из любого несчастья, в котором оказываются его близкие, при этом искренне прикрываясь именем Божьим и оправдывая свои поступки Священным Писанием.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (наст. фамилия - Салтыков, псевдоним Николай Щедрин) (15 [27] января 1826г., с. Спас-Угол, Калязинский уезд, Тверская губ. - 28 апреля [10 мая] 1889г., г. Санкт-Петербург) - русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор. Родился в старинной дворянской семье. Первым учителем М. Е. Салтыкова был крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии. Десяти лет от роду он поступил в Московский дворянский институт, а два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, казённокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. Именно там он и начал свою деятельность писателя. Первые стихотворения Салтыкова (в бытность его лицеистом) были напечатаны в ежемесячном журнале универсального содержания, выходившем в Санкт-Петербурге - «Библиотека для чтения» (1841 и 1842 гг.); другие, напечатаны в «Современнике» (ред. Плетнёв) в 1844 и 1845 гг.. В течении своей творческой литературной деятельности Салтыков публиковал произведения в литературном журнале «Отечественные записки» (до 1884г.). М. Салтыков работал исключительно для этого журнала. Большая часть написанного им в это время вошла в состав следующих сборников: «Признаки времени» и «Письма из провинции» (1870, 1872, 1885), «История одного города» (1 и 2 изд. 1870; 3 изд. 1883), «Помпадуры и Помпадурши» (1873, 1877, 1882, 1886), «Господа Ташкентцы» (1873, 1881, 1885), «Дневник провинциала в Петербурге» (1873, 1881, 1885), «Благонамеренные речи» (1876, 1883), «В среде умеренности и аккуратности» (1878, 1881, 1885), «Господа Головлёвы» (1880, 1883), «Сборник» (1881, 1883), «Убежище Монрепо» (1880, 1882), «Круглый год» (1880, 1883), «Современная идиллия» (1877-1883), «За рубежом» (1880-1881), «Письма к тётеньке» (1882), «Недоконченные беседы» (1885), «Пошехонские рассказы» (1886). «Сказки», изданные особо в 1887 году, первоначально публиковались в журналах «Отечественные записки», «Неделя», «Русские ведомости», «Сборник литературного фонда». После запрета «Отечественных записок» Салтыков помещал свои произведения преимущественно в «Вестнике Европы»; отдельно «Пёстрые письма» и «Мелочи жизни» были изданы при жизни автора (1886 и 1887), «Пошехонская старина» - после его смерти, в 1890 году.
_________________

Георгий Павлович Менглет (4 (17) сентября 1912г., г. Воронеж - 01.05.2001г., г. Москва) - советский российский актёр. Народный артист СССР (1974). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1977). Решающее влияние на формирование таланта актёра оказал А. Дикий, в студию которого он был принят в 1934 году. Показал себя актёром острой и точной формы, меткой и часто злой хара́ктерности; обладал ярким импровизационным даром. В начале 1936 года студия Дикого была закрыта; летом того же года он был назначен художественным руководителем Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького (БДТ). Большинство бывших студийцев режиссёр взял с собой, в их числе оказался и Г. Менглет. После ареста А. Д. Дикого в августе 1937 года актёр решил создать новый театр - из студийцев-диковцев. Театр, по его замыслу, негласно должен был стать «театром Дикого», а гласно - русским драматическим театром в какой-нибудь отдалённой от Москвы республике, где постоянно действующего русского театра ещё не было. В Комитете по делам искусств им предложили Таджикскую ССР. В 1937 году Г. Менглет покинул БДТ и с группой единомышленников отправился в столицу Таджикистана Сталинабад (с 1961 - Душанбе), где они основали Русский драматический театр, в 1940 году получивший имя В. Маяковского. В 1943 году создал и стал художественным руководителем Первого фронтового театра Таджикской ССР, который, исколесив множество фронтовых дорог с концертной программой «Салом, друзья!», закончил свой путь в 1944 году в Румынии. Несколько месяцев выступал на сцене Театра имени Е. Вахтангова в Москве, но уже в ноябре 1945 года перешёл в Театр сатиры, в котором прослужил до конца жизни.

Звукорежиссёр - Вячеслав Н. Таболин.

Иллюстрации:
М.Салтыков-Щедрин
Г.Менглет