Микулина Е. - Письма Бориса Павленко - (исп.: И.Охлупин, Ия С. Саввина, А.Преснецов, В.Печников, С.Мизери, Е.Карнаухов, Е.Мирошникова, и др.), (часть 3-я из 3-х), (Зап. 1968г.)

 
Радиопостановка поставленная по повести советского журналиста Елены Микулиной «Ты жив, Борис» (1966).

История которую Вы услышите основана на реальных событиях, и герои этой истории не вымышленные, но хотя фамилии их изменены. Прототипом главного героя повести является некогда знаменитый экскаваторщик Борис Коваленко, строивший в 1950-е гг. Волжскую ГЭС им. Ленина (Жигулёвская ГЭС) - гидроэлектростанция на реке Волга в Самарской обл., между городами Жигулёвск и Тольятти. Знатный экскаваторщик Коваленко, жизнь которого оборвалась в авиакатастрофе, - третий и последний в небывало скромном списке строителей гидростанции именем которого названа одна из улиц города Тольятти. Нестандартна, непрямолинейна, контрастна и потому незабываема фигура этого человека. Мало того: фигура почти культовая для немалой части поколения 1950-х годов. Родился Коваленко в 1926 году на Украине, в селе Гребенки. Там, в семье отца, провел раннее детство. «Когда подрос, перебрался в Донбасс, к старшему брату-шахтеру, - читаем в книге Елены Микулиной "Ты жив, Борис", где Коваленко выведен под именем Павленко...

Елена Николаевна Микулина (1902г. - 1998г.) - советская журналистка, писательница. Автор книг «Соревнование масс» (1929), «Чем вы питаетесь?» (1930), «Соперники металла, камня, дерева» (1958), «У сына на чужбине» (1963), «Ты жив, Борис. Повесть» (1966), «Чудо семи гор» (1970), «Поделись огнем: (Социалистическое соревнование - дело жизни и творчества трудящихся)» (1976).
__________________________

Действующие лица и исполнители:
Борис Павленко - Игорь Л. Охлупин;
Елена Николаевна, журналистка - Ия С. Саввина;
Иван Васильевич Комазов, начальник стройки - Алексей М. Преснецов;
Виктор Старицкий, бригадир Белин - Валентин А. Печников;
Сима, жена Бориса - Светлана Н. Мизери;
Мостовой, начальник стройки - Евгений А. Карнаухов;
Лариса, его дочь - Елена Мирошникова;
Зам. министра - Евгений Н. Лазарев;
Юткин, изобретатель - Альфред Зиновьев;
переводчик - Геворк Менеджан;
представитель арабов, инженер - Хамза Садык;
Бухарев - Пётр М. Аржанов.
__________________________

Иллюстрации:
Б.Коваленко (фото 1950-х гг.)
Е.Микулина (фото 1930-х гг.)
__________________________

Посланец стройки коммунизма - (27.07.2005г.) - Автор: С. Мельник

Сергей Георгиевич Мельник (род.: 1963г., г.Тольятти). Окончил Казанский государственный университет (1986) и Институт молодежи по специальности «Журналистика» (1991). Работал собкором областного еженедельника «Волжский комсомолец» (Самара), ст. корреспондентом еженедельника «Столица» (Москва), главным редактором ряда тольяттинских газет и журналов. С 2011г - корреспондент и ведущий эфира, редактор «Радио Лада FM». Автор и автор-составитель, редактор ряда краеведческих изданий и собственной книги очерков «Улицы памяти». Автор сценария многосерийного документально-публицистического телефильма «Половина века» (Тольятти). Дважды лауреат премии Союза журналистов РФ.

(отрывки из статьи С.Мельник) - "... Местом для превращения в человека была избрана великая стройка на Волге, куда, по некоторым воспоминаниям, 25-летний Коваленко прибыл почему-то в тельняшке и морском бушлате. Сразу - к начальнику строительства Жигулёвской ГЭС.
- Ко мне много людей всяких ходило, - вспоминает многоопытный, повидавший виды Иван Васильевич Комзин в фильме «Без легенд». - Я как-то неравнодушен к людям крупным, большим, и особенно я обратил внимание на его руку. Когда пожал её - почти такая же, как у меня! И я ощутил, что она не имеет никаких бугров, понимаете, что это рука не рабочего. Я ему сказал: «Ну что ты руку-то прячешь? Покажи!.. Нигде ты не работал, друг!» И вот тут он схватил шапку, закрыл шапкой лицо, вытерся несколько раз ею. Вижу, у парня слезы на глазах. Я говорю:
- Ну, хватит. Я не желаю знать, кто ты, откуда ты, что ты. Скажи, чего ты хочешь.
- Дай мне самый большой экскаватор!.. Я научусь...
Я понял, что этот человек от лёгкой жизни, которую он имел, - какой, я еще не знал - хочет отойти. И я решил помочь...

В мемуарах И.Комзина первая встреча описана совершенно иначе. Борис выглядит бесцеремонным, даже развязным. Никакого бушлата и в помине. На нём «невероятно засаленная телогрейка, лоснящаяся кепчонка, стоптанные валенки». Шпана шпаной. Никаких слёз и разговоров о трудовых мозолях. Чистосердечное признание: «Если б вы знали, товарищ начальник, как мне обрыдло по вагонам шататься!..» Но «прошло четыре месяца, и имя бригадира-экскаваторщика Бориса Коваленко получило широкую известность. Почти в каждом номере газеты "Гидростроитель" сообщалось об успехах его молодежной бригады имени партизана Железняка», - пишет далее Комзин.

Имя легендарного матроса, символа низложения Зимнего, не случайно красовалось на «Уральцах» бригады Коваленко. «Эх! Родись я в революцию, цены бы мне не было! Гремел бы Коваленко, как тот матрос Железняк», - жаловался Борис журналистке Елене Микулиной. Экскаваторщик любил фотографироваться в тельняшке.

Считается, что именно чрезмерное внимание журналистов испортило Бориса... был «социальный заказ» на положительных героев, и его надо было выполнять. При этом подыгрывали все. Так и с Коваленко. «Набросились на колоритную фигуру, а о человеке забыли», - ругался потом Комзин. Особенно «загремел» Борис после того, как на котловане был опробован знаменитый «ковш Коваленко», разом бравший четыре куба грунта вместо трех. Всем известно, что придумывали они его вместе со своим тогдашним бригадиром Виктором Стариковым. Но главным в то время было не кто придумал - кто «пробил». А пробивать идею на Уралмаш ездил Коваленко. Он же привез на стройку десять готовых ковшей увеличенной емкости.

... писатель Константин Лапин, один из тех, кто "открыл" нового героя и вытащил на первые полосы центральных газет. - Он (Борис) такой, вы знаете, пробьет всё! Но не для себя - для бригады, для дела! То есть вырвать оборудование - для дела! А вырвет он артистически... Прямо входит к министру: "Здравствуйте, я Коваленко, посланец великой стройки коммунизма!..» ... умевший держать дистанцию генерал Иван Комзин из тысяч вольнонаемных строителей так благоволил этому парню. Брал на рыбалку, звал на охоту. Закрывал глаза на многие вольности этого «выскочки». «Ловкач! - говорят о нем. - Славу любит, - пишет Комзин в книге «Это и есть счастье». - Отчасти верно. Ловкач. Хитрец. Тщеславен. Любит фотографироваться для газет и журналов. Водит знакомство и дружбу с писателями и кинооператорами, с артистами и художниками, вхож к министрам. Но никакой корысти. Только для дела. Только для бригады, для стройки. Он влюблен в свою работу, рвется вперед, хочет, жаждет отличиться. И эту страсть нельзя не уважать»... По признанию друзей, после ряда побед Борис окончательно зазнался. И даже перестал здороваться: мол, нечего с каждым расшаркиваться. Его заносило все больше. Кульминацией взлета на всесоюзную трибуну стала история, приключившаяся на конференции сторонников мира, куда Коваленко делегировали от Куйбышевгидростроя.

- Вот тут Борька сам себя «зарезал», - вспоминает Лапин. И рассказывает, как после настоящего человека Маресьева и знаменитого офтальмолога Филатова получил слово на конференции посланец Куйбышевской ГЭС. - Начал в стихах. Он говорит Маресьеву: «Вот лётчик ты, летал без ног. Я не летал - я танк подбил! Глаза спалило мне... Кто зрение мне спас?.. И прямо с трибуны подходит: "Ты, - говорит, - старичок, борец за мир! "» - и целует Филатова взасос...

На эту «удочку» попались многие, в том числе писатель Даниил Гранин, посвятивший Коваленко чуть ли не половину книги «Новые друзья. Рассказы о строителях Куйбышевской ГЭС» (1952). Ни фронта, ни танка, ни слепоты в биографии Коваленко, как оказалось, не было. И этот «занос» обошелся Коваленко дорого. «Конечно, Борис заслуживал Героя. Если бы не эта история с Филатовым, то конечно, он был бы Героем Соцтруда, - считает бывший замсекретаря комитета комсомола Куйбышевгидростроя Любовь Матвеева. - А после истории с Филатовым даже пошли слухи, что якобы кто-то из его родственников на Украине был в войну полицаем: мол, поэтому он никогда нигде старался не говорить о своем прошлом»... По другой версии, полицаем был он сам. Один из ветеранов Куйбышевгидростроя (письмо его хранится в Тольяттинском краеведческом музее) приводит историю Коваленко, якобы рассказанную ему лично. На прямой вопрос: «Правда, что ты был полицаем?» Коваленко рассказал, как в 1942 году их, пригнанных сельчан, нацисты заставляли закапывать рвы, в которые сбрасывали расстрелянных евреев. А в 1943-м таких же, как он, подростков одели в униформу полицая и заставили сопровождать военнопленных в Германию. По дороге мальчишки «перестреляли немецких конвоиров, остановили поезд и, освободив военнопленных советских солдат, вместе с ними перешли линию фронта и влились в воинскую часть. Но нас, бывших полицаев, наказали - направили в штрафную роту. Наша рота участвовала в боях за освобождение Будапешта. Из госпиталя вышел после войны и был полностью реабилитирован»...

По воспоминаниям самарского профессора Льва Финка (отсидевшего 17-ть лет в лагерях по политической статье, а затем, как раз в разгар строительства ГЭС, почти год проработавшего в городской газете «За коммунизм»), история с Филатовым получила широкую огласку. «Их цветное фото сверкало на обложке журнала. Прошло совсем немного времени, - писал Финк в своей книге "И одна – моя - судьба" (Самара, 1993), - и в партком стройки пришло письмо из одного сибирского лагеря. Кратко и безжалостно там разъяснялось, что Коваленко никогда на фронте не был и не мог быть, ибо все эти годы находился в заключении. И зрение он не терял. Завершив свой срок, К. остался там же в лагере по вольному найму. Поэтому вся его биография достаточно известна... Повторяю, я не сумел проверить, что в этой истории истинно, но почему-то убежден, что все это именно так»... Коваленко сняли с бригадиров, исключили из кандидатов в партию. 24 марта 1953-го испивший горький ковш товарищеского осуждения Борис пишет в объяснительной: «...Прошу оставить меня на строительстве... Буду своим трудом искупать свою вину... Ваше доверие, будь я навеки проклят, оправдаю». И оправдал. Одна только цифра - два с половиной миллиона кубометров грунта, вынутого его бригадой, - впечатляет. Словом, жизнь снова обрела смысл. В ней стало меньше легенд и больше правды. К завершению строительства Коваленко был принят в партию, получил орден «Знак почета». Потом вместе со своей бригадой строил Кременчугскую ГЭС. А затем Комзин забрал его в Египет, на строительство Асуанской ГЭС. Те, кто был с ним, вспоминали, как привязались к этому парню египтяне: особенно арабчонок Рамадан, которого Борис всерьёз решил усыновить. Как провожали его в путь, оказавшийся последним: 17 августа 1960 года пассажирский самолет разбился недалеко от Киева...

«Он выдумщик был, он романтик был, - отдает должное Борису Лапин. - Он был очень талантливый, несомненно, человек, хотя писал с ошибками... Это был настоящий человек по духу. Он, правда, мне однажды сказал: "Ты знаешь, я с ужасом вижу, что моя тень обгоняет меня. Я за ней бегу, не могу догнать". Так может сказать только талантливый человек... Вот, создали легенду, и я очень горжусь, что и я к этому причастен»... «Несмотря на все наносное, на все эти шалости его, наверное, все же любили, - утверждает Любовь Матвеева. - Ведь он умел дружить, был рубаха-парень, как раньше говорили. И умел работать, и бригаду свою заставлял работать, не считаясь ни со временем, ни с трудностями. Знаете, если бы он не погиб, с Асуана он бы точно Героем вернулся. Но так уж жизнь сложилась»...

«В Киеве мне отдали все, что осталось от Бориса, - писала жена Коваленко (это письмо стало прологом книги "Ты жив, Борис"), воспитавшая двоих его детей... Так кончается легенда."