Сидоров В. - Повесть о красном орлёнке - (приключения), (исп.: Н.Верещенко, Т.Курьянова, Л.Смирнова, В.Шведов, С.Глушков, А.Котов, В.Поглазов, Е.Бескровный, и др.), (1), (Зап.: 1971г.)

 
Радиопостановка по страницам одноимённой повести советского писателя Виктора Сидорова.

«Повесть о красном орлёнке», 1964 год.

Гражданская война на Алтае сквозь восприятие четырнадцатилетнего мальчишки, вставшего на сторону красных.

Виктор Степанович Сидоров (22.06.1927г., г. Уссурийск - 12.05.1987г., г. Барнаул) - советский детский писатель. Член Союза писателей РСФСР (1967). Лауреат премии Ленинского комсомола Алтая (1968), лауреат первой премии краевого конкурса на лучший рассказ для детей (1982). Его отец Степан Сидоров был рабочим железнодорожником. С 1936 года Сидоров проживал в Барнауле. Сам Виктор после окончания обучения - с 1947 года работал слесарем на Барнаульском меланжевом комбинате. Но литературная одаренность будущего писателя одержала верх. И он начал работать в многотиражных газетах «Строитель» и «Алтайский текстильщик» ответственным секретарем, литературным сотрудником, редактором. Также Виктор Степанович трудился на радио и телевидении. В начале творческого пути он писал рассказы, фельетоны, очерки, стихи. Его творения печатались в местных газетах, сборниках. В 1959 году Сидоров написал и издал свою первую повесть, которая называется «Тайна белого камня», а затем «Сокровища древнего кургана», «Рука дьявола».
_________________________

Действующие лица и исполнители:
ведущий - Николай А. Верещенко;
Артёмка Карев - Татьяна Г. Курьянова;
Ефросинья Петровна - Лидия Н. Смирнова;
дед Лагожа - Владимир Г. Шведов;
Колядо - Сергей Глушков;
Костя Печерский - Александр Е. Котов;
дядя Митряй - Владимир П. Поглазов;
Филимонов - Евгений Бескровный;
Пронька - Геннадий Горшков;
Мотька - Игорь Медведев;
Настенька - Галина Скворцова;
Тимофей - Владимир Трацевский;
в эпизодах - артисты московских театров.

Инсценировка - Евгения Усыскина.
Режиссёр (радио) - Наталья Гюне.

Иллюстрации:
В.Сидоров

P. S.:

"Дорогой Виктор Степанович ! Я прочитал вашу "Повесть о красном орлёнке". Она мне очень понравилась. Я её прочитал два раза. И особенно понравился мне Артёмка Карев. Он стал как свой, как будто близкий друг. Но только в повести вы не рассказали, как Артём жил дальше. Кем он стал после того, как вернулся в родное село? Я хотел прочитать продолжение повести. Но в библиотеке сказали, что оно не написано. Будто вы еще не успели. И мне захотелось сочинить продолжение самому. Я буду писать и каждую главу посылать вам." Такое письмо получил писатель Виктор Сидоров из Омска от ученика седьмого класса Саши Блинова. "Как будто своим, близким другом" Артёмка стал для многих ребят. И в письмах, которых Виктор Степанович Сидоров немало получает от своих читателей, и на встречах в школах, библиотеках ребята очень часто спрашивают, а был ли такой Артёмка Карев в действительности, видел ли его автор повести, как узнал он о приключениях Артёмки и его друзей, о всех фактах и событиях, описанных в произведении ? Может быть, это огорчит юных: читателей, но я должен сказать определенно, что Артёмки Карева и его друзей, как и некоторых взрослых героев повести, на самом деле не существовало. Откуда же тогда взялся Арт`мка Карев ? Неужели автор полностью выдумал его ? Почему же тогда говорят, что самое главное для писателя -- это знать жизнь, что герои произведений приходят в книгу из жизни ? Как же это происходит ? Не было Артёма Карева, но был знаменитый партизанский разведчик Киря Баев, были другие подростки, тоже разведчики, бойцы, связные. Виктор Сидоров долго жил в Тюменцево, в Юдихе, в Камне. Проехал по местам былых сражений, осмотрел здание бывшей тюрьмы, где сидел партизанский командир Федор Колядо. В Барнауле, в местных архивах и краеведческом музее, изучал различные документы: воспоминания партизан, боевые приказы по отрядам, листовки и воззвания к населению. Автор бережно, по крупицам собирал отдельные детали, восстанавливал для себя общую картину событий. Однажды, например, беседуя с крестьянами, писатель услышал, как пожилая женщина, выглянув в окно, сказала:
- Куда же это Лагожа пошёл ?
- Это что, фамилия такая - Лагожа ? - заинтересовался писатель, но оказалось, что это не фамилия, а прозвище. Мужчина вместо "рогожа" выговарил "лагожа". И прозвище вначале пристало к нему, а потом перешло на всю семью. В селе настолько прочно забыли настоящую фамилию этой семьи, что, когда им пришло письмо, почтальон не сразу догадался, кому его отдать. Так и появился в "Повести о красном орленке" дед Лагожа. Стремительна жизнь героев повести. Еще недавно Артёмка Карев помогал матери по хозяйству, играл со сверстниками в бабки, с одними дружил, с другими ссорился, а порой и дрался - был обыкновенным сельским мальчишкой. Но вот за какой-то час происходит неожиданное и круто изменившее жизнь Артёмки. Он застрелил мордатого фельдфебеля, уводившего с их двора последнюю корову, и оказался в партизанском отряде. Началась полная опасностей боевая жизнь, единоборство с врагом, ранение, возвращение в строй. Суровые испытания превратили Артемку из наивного мальчишки в настоящего бойца. Меняется не один Артёмка. Меняются и его друзья. В грубоватом, заносчивом Проньке просыпается доброе, великодушное. Он тайком от всех носит передачи Артёмкиной матери, схваченной колчаковцами, прячет самого Артёмку в своей избе. Даже робкий Спирька, и тот набрался мужества и под плетьми не выдал своего товарища, а это стоило ему жизни. Подчас как будто ничем не приметен, ничем не выделяется скромный русский человек. Но грянет гром, нависнет над родной землей черная туча войны, и проявятся его самоотверженность и смелость, его чистота и благородство. До сих пор я говорил о повести Виктора Сидорова... Виктор Степанович Сидоров - наш земляк. Писать он начал очень рано и, как нередко бывает с прозаиками, начал со стихов о трудном детстве военной поры, об отце -- рабочем-железнодорожнике, о своем городе Барнауле. Вслед за стихами и одновременно с ними Сидоров писал очерки, фельетоны, статьи. Более десяти лет он отдал газетной работе. И вот первое крупное произведение - повесть "Тайна белого камня", о таинственных находках, необычных приключениях алтайских мальчишек, обнаруживших важные партизанские документы далекого прошлого. Вслед за первой, в 1963 году появляется вторая повесть Виктора Сидорова "Федька Сыч теряет кличку". Федька Сыч - подросток, оказавшийся в воровской шайке. Автор показывает, как у Федьки хватает силы воли порвать с ворами и бандитами, встать на честный путь. В 1972 году вышла в свет еще одна повесть писателя "Я хочу жить". В ней рассказ о жизни детского санатория в суровые годы Великой Отечественной войны. И сборник рассказов "Озеро, которого не было" В. Сидоров посвящает детям, хотя в них показаны и учителя и родители. Можно много говорить об особенностях дарования Виктора Сидорова. Ведь каждый писатель, если он писатель настоящий, пишет по-своему и этим отличается от своих товарищей по перу. Мне хочется отметить только одну, но очень существенную черту писателя - его любовь к детям. Она помогает Виктору Сидорову проникать в мир своих героев, узнавать мальчишечьи и девчоночьи тайны и секреты. И юный читатель платит автору ответной любовью. Особенно любит он яркую и правдивую "Повесть о красном орлёнке", которая уже издавалась в Москве и в Барнауле. За нее автору присуждена премия Алтайского комсомола. Это волнующая, глубоко патриотическая книга. Ее читают с затаенным дыханием. Она воскрешает одну из своеобразных страниц истории - партизанскую войну на Алтае. Вслед за лучшими произведениями советской литературы "Повесть о красном орленке" Виктора Степановича Сидорова воспитывает мужество, честность, верность в дружбе, любовь к родной земле.
- Марк ЮДАЛЕВИЧ -