Чарот Михась - Дзиуная справа (1983, водевиль, белор.)

 
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
Михась Чарот (1896-1937)

Творчество Михася Чарота во многом типична для поколения писателей, что пришло в литературу сразу после Октября. Его произведениям присуще романтическая окрыленность, торжество, возвышенность, динамичность, мятежный и бунтарский дух. Поэт изображал героический пафос революционной борьбы, жизнь в его стремительном развитии, большое противостояние нового и старого. Образы бури, ветра, грозы, метели, красного костра, бурелома, огня, пожара составляют основу первых сборников Михася Чарота «Метелица», «Веснаход» и выражают их революционное содержание. Михась Чарот считается в белорусской литературе одним из зачинателей революционной тематики, которая получила у него в большой степени социально-классовую, политическую определенность.
Михась Чарот отражал в своих произведениях жестокую и кровавую революцию, которая изображалась как неизбежность и единственное условие раскрепощения сил белорусского народа. Поэт противопоставляет две непримиримые силы – «босых» (рабочих и крестьян) и их угнетателей (панов, чиновников, офицеров, попов). Михась Чарот верит в необходимость разрушения старого строя, наступление «большой будущего» дня.
Михась Чарот внес значительный вклад в развитие белорусского театрального искусства и драматургии. Он был председателем театральной группы "Новолуние", участвовал во многих спектаклях труппы Владислава Голубка, писал пьесы для театральных постановок, пел в хоре В. Теревский. Из драматических произведений наиболее известны пьесы «Никита лапоть» (она и сейчас в репертуаре Национального академического театра имени Янки Купалы) и «На Купалье» (по ее была создана опера "Квётка счастья» А. Туренкова).
Михась Чарот известен и как автор прозаических произведений, в которых в большей степени придерживался реализма, чем романтизма. Они, как правило, посвящены белорусскому селу 20-х гг.
В 30-е годы певец революции почувствовал не осуществимость своих романтических мечтаний, отравленных жестокой реальностью, испытал на себе несправедливую критику за отсутствие «определенной художественной позиции», и, в конце концов, был арестован за контрреволюционную деятельность и приговорен к высшей мере наказания. Последнее свое стихотворение «Клятва» Михась Чарот записал на стене минской тюрьмы, где его удалось прочесть и сохранить в памяти М. Хведаровичу.
http://mihascharot.ru/