Соловьёв Н., Островский А. - Светит да не греет - (исп.: А.Смирнов, К.Роек, Б.Горбатов, В.Евстратова, С.Чернышёв, Л.Пирогова, А.Грузинский, Т.Панкова, и др.), (полн. верс.), (Зап.: 1965г.)

 
Радиокомпозиция спектакля Государственного академического Малого театра Союза ССР по одноимённой пьесе русских драматургов Николая Соловьёва и Александра Островского в постановке Михаила Царёва. Премьера спектакля состоялась на сцене театра «16» мая 1964 года.

«Светит, да не греет» - Пьеса, 1881 год / Основу пьесы составила переработанная Александром Островским пьеса Николая Соловьёва «Разбитое счастье». Пьеса «Светит, да не греет» была напечатана в еженедельном иллюстрированном журнале «Огонёк» (1881, №№ 6, 7, 8, 9, 10) за подписью обоих авторов.

В старой усадьбе, уже давно не посещавшейся его владелицей помещицей Реневой, живёт со своим отцом - управляющим имением Васильковым молоденькая Оля Василькова. Со всем пылом первой любви полюбила она соседа помещика Рабачева, и тот, по-видимому, отвечает ей взаимностью. Светлые и радостные летят дни - молодые люди наслаждаются счастьем взаимной любви, как вдруг в усадьбу приезжает сама Ренева, которой надоели скитания за границей и захотелось пожить в тишине. Светская красавица, избалованная победами и всеобщим поклонением, скучает в одиночестве: случайно ей удается увидеть нежную сцену между Рабачевым и Олей - и шаловливая мысль увлечь этого юношу, влюбленного в деревенскую простушку, мелькает в голове хорошенькой вдовушки.

Николай Яковлевич Соловьёв (6 [18] ноября 1845 года, г. Рязань - 27 ноября [9 декабря] 1898 года, г. Юхнов (ныне - Калужская обл.)) - русский драматург. Родился в семье архитектора. В возрасте 6-ти лет Николай остался без отца, который скончался. Финансовых средств у матери Николая осталось недостаточно и она была вынуждена переехать к своей сестре А.Ф. Соколовой в её имение в селе Якшуново Калужской губернии. Получив домашнее обучение, поступил в Калужскую мужскую гимназию. Во время учёбы увлекался пением, литературой и особенно театром - принимал участие в любительских театральных кружках, был завсегдатаем постановок Калужского театра, предпринимал первые попытки писать пьесы. В 1861 году окончил гимназию и уже со следующего, 1862 года, работал комнатным надзирателем в благородном пансионе при гимназии. С 1865 года - вольный слушатель Московского университета. Живя в Москве, часто посещает Малый театр. В это же время пишет свою первую пьесу «Куда деваться». Однако, последовавшие за ней произведения не одобрялись либо цензурой, либо театрально-литературным комитетом. в 1869-1873 гг. работал учителем арифметики и геометрии в уездном училище и женской прогимназии города Мосальск Калужской губернии. В 1874 году под давлением материальных трудностей и неудач в литературной деятельности Соловьёв оставляет мирскую жизнь, становится послушником в Николо-Угрешском монастыре, где также занимался учительской деятельностью в воскресной школе при монастыре. Однако, даже в монастыре он пишет пьесы «Разладица», «Кто ожидал?», и др.. В стенах монастыря Соловьёв знакомится в 1874 году с Константином Николаевичем Леонтьевым (1831-1891), который помогает ему войти в литературную среду. Леонтьев передаёт пьесы Соловьёва актёру Малого театра Ивану Васильевичу Самарину («Разладица») и драматургу Александру Н. Островскому («Кто ожидал ?»). В 1876 году Соловьёв лично знакомится с Александром Н. Островским. В соавторстве они написали четыре пьесы: «Счастливый день» (1877), «Женитьба Белугина» (1877), «Дикарка» (1879), «Светит, да не греет» (1880). Непростой характер Соловьёва способствовало прекращению литературного сотрудничества между ними в конце 1880 года. Несмотря на это, Соловьёв и Островский продолжали поддерживать отношения. В 1879 году Соловьёв пишет пьесу «На пороге к делу», которая оказалась востребованной театрами и пользовалась определённой популярностью у публики. Малым театром по данному произведению был поставлен спектакль, в котором главную роль Веры Лониной сыграла знаменитая Мария Н. Ермолова. После кончины Островского Соловьёву уже не удаётся установить прочных связей с театрами или издательствами. Пьесы, написанные впоследствии Соловьёвым самостоятельно, подобного успеха не имели.

Александр Николаевич Островский (31 марта [12 апреля] 1823г., г. Москва - 2 [14] июня 1886г., Щелыково, Костромская губ.) - русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.
_________________________

вступительное слово - Марина Багдасарян.
_________________________

Действующие лица и исполнители:
ведущий - Аркадий И. Смирнов;
Анна Владимировна Ренева, девица под 30 лет, землевладелица - Констанция Ф. Роек;
Борис Борисович Рабачев, молодой человек, небогатый землевладелец, ближайший сосед Реневой - Виктор И. Коршунов;
Оля Василькова, молоденькая девушка, дочь бывшего управляющего имением Реневой - Клавдия Е. Блохина;
Семён Семёныч Залешин, её сосед - Борис Ф. Горбатов;
Авдотья Васильевна, его жена - Валентина Я. Евстратова;
Денис Иваныч Дерюгин, зажиточный крестьянин - Сергей М. Чернышёв;
Даша, горничная Реневой - Людмила Л. Пирогова;
Ильич, старик, дворовый человек из крепостных Реневой - Александр П. Грузинский;
Степанида, его жена, старуха - Татьяна П. Панкова;
Худобаев, значительный чиновник в отставке, 50 лет - Николай И. Рыжов.

Постановка (театр) - Михаил И. Царёв.
Режиссёры (театр) - Л. П. Новицкая, В. М. Рыжков.
Художник-постановщик (театр) - В. А. Челышев.
Композитор - Николай П. Будашкин.
Режиссёр (радио) - Людмила Фокина.

Иллюстрации:
К.Роек (в роли Реневой)
Н,Соловьёв
А.Островский