Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Русская народная сказка «Наказанная царевна» в литературной обработке советского писателя Михаила Булатова.
«Наказанная царевна» - Сказка / Входит в антологию «Гора самоцветов», Составитель: Михаил Булатов ; М.: Изд-во «Детская литература», 1973 г.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и была у него дочка. И вот повелела она, чтоб всё к ней молодцы ехали, загадки загадывали. Чью загадку она не разгадает - за того замуж пойдёт; ну а если разгадает - того и голова с плеч. Ох и много народу полегло, пока к ней младший сын одного мужика, Иванушка, с загадками не приехал. А надо сказать царевна та не только злая была, но и слово своё держать не умела, за что и поплатилась.
Михаил Александрович Булатов (20 декабря 1913г. [2 января 1914г.] или 20 декабря 1913г., г. Москва - 16 мая 1963г., г. Москва) - советский фольклорист и писатель. Член Литературного фонда СССР. Автор обработок для детей текстов русских сказок: «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Маша и медведь» и др., сказок разных народов СССР, книг: «Волшебные сказки» Шарля Перро (1936), «Гуси-лебеди» (1951), «Гора самоцветов» (1957), «Тридцать три пирога» (1962). Первым литературным произведением Михаила Булатова стал «дневник», написанный им за три дня, когда в школу, где он учился, пришли исследователи детства в поисках и покупки дневников школьников. Это произошло вскоре после выхода в свет в 1927 году знаменитой в своё время книги Н. Огнёва (наст. имя - Михаил Григорьевич Розанов) «Дневник Кости Рябцева» и определило в дальнейшем профессиональную деятельность Михаила Александровича. Школу Булатов не закончил, начав работать для периодических изданий Москвы и Подмосковья. Темы ранних заметок Булатова отвечали духу времени - борьбе с поповщиной, кулаками и подкулачниками. Когда в Москве в 1932 году было создано книжное издательство для детей «Детгиз», Булатов стал сотрудничать с ним, многие его книги были выпущены в свет этим издательством. Не мобилизованный в Красную Армию по состоянию здоровья, Булатов пошёл добровольцем в 4-ю дивизию народного ополчения Куйбышевского района г. Москвы. Воевал под Вязьмой и Наро-Фоминском, а затем был списан из ополчения и после чего Булатов стал работать корреспондентом в газете Московского военного округа «Красный воин». В 1942 году в издательстве «Правда» вышли его книги: «Суворов в народныx песняx и рассказаx» и «Кутузов в 1812 году». Был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Вместе с композитором Михаилом Красевым в 1946 году Булатов создал оперу «Маша и медведь». В 1950-е годы Булатов сотрудничал с детской редакцией Всесоюзного радио СССР (редактор Лидия Яковлевна Букатова). Михаилом Булатовым были подготовлены радиопередачи о жизни русских слов: «Слова - имена, слова - фамилии, слова - местности», «Как появились названия растений», «Образные выражения - идиомы», «Слова, изменившие своё значение», «Рассказ о нарицательных именах», «Говори и пиши правильно !», и др..
___________________
Алексей Алексеевич Борзунов (11.11.1943г., г. Москва - 07.06.2013г., г. Москва) - советский и российский актёр театра, кино и дубляжа, заслуженный артист Республики Ингушетия (2004) и заслуженный артист РФ (2005).
Иллюстрации:
М.Булатов
А.Борзунов
P. S.:
Издавна говорили в народе, когда хотели передать восхищение девичьей красотой, умом, добротой: «царь-девица» ! И часто красавица действительно оказывалась царской дочкой - звали ее Марьей да Настасьей, Василисою Премудрой и даже Еленой Прекрасной. Но дело-то ведь было совсем не в том, что родилась «красна девица» в царском дворце и ходила в шелках, соболях да бархатах ! Когда любимому её грозила беда, гордая царевна от всего этого отказывалась, лишь бы спасти, помочь, утешить... А вот героине русской народной сказки «Наказанная царевна» даже в голову прийти не могло, что можно полюбить «до смерти» - и уж тогда совсем не важно: королевич ли её суженный или «простой мужик». Ни о чём таком она и помыслить не могла, хотя ума, хитрости да изворотливости ей было не занимать. Но и ум-то у неё был недобрый, никому не принесла радости её царская спесь да гордость. И потому сказка не назвала её ни «девицей-красой», ни «царь-девицей», а просто-напросто «царской дочкой». И наказала её раньше, чем это сделал Иванушка, отняв у неё имя. Так и осталась она ни Марьей, ни Настасьей, а всего только жестокой царевной. В удел этой царевне досталась несладкая доля. Но и того мало, потому что у сказки, как и у народа, мудрое и строгое правило: коль уж казнить, так голову с плеч, а коли миловать, то так, чтоб никогда не вспоминать о прошлых ошибках. Да только не за что было её миловать - ведь ей-то и в голову не пришло пожалеть и оставить в живых хоть одного из недогадливых женихов. А уж когда нашёлся один смекалистый да умный, не могла же она признать, что царская дочь оказалась глупей «простого мужика»... Когда ты будешь слушать эту сказку, тебе придется поразмыслить, что лучше: спесь или скромность, неправедная жестокость или жестокая справедливость. Ведь сказка эта совсем не милая и покладистая бабушка, прощающая все грехи по молодости лет. Нет, она сурова, она гневно хмурит брови и не шутит, когда речь заходит о пренебрежении к человеческой жизни, уму и достоинству. И она права, когда жёстоко судит, когда срывает царскую корону, а на её место навсегда и так крепко, что никакими топорами и пилами не срубить, водружает поверх девичьих кос уродливые и гнущие голову к земле... рога. Теперь гордой царевне придется прятаться от всего света, всегда смотреть в землю, всегда кланяться простому люду и виниться всю жизнь. Это, конечно, сказка. Никогда не бывало, чтобы у человека выросли рога. Но вспомни многие другие легенды, которым по тысяче и больше лет. Вспомни о жадном царе Мидасе, который, к чему бы ни прикоснулся, все превращал в мёртвый металл, пусть и блестящий, но ведь мертвый! Это тоже жестокая сказка, но справедливая. И в ней - не все вымысел. Жизнь казнит тех, кто отрекается от любви и доброты во имя богатства ли, знатности или просто по жестокому капризу. И так бывает на самом деле. Иначе не передавались бы из века в век, из поколения в поколение, от народа к народу мудрые притчи об уме истинном и мнимом, о правде и лжи, доброте и злобе, верности и предательстве. - М. Бабаева -