Либерман Е - Д.Шостакович, прелюдии с комментариями(изд. МПИ Гнесиных)

 
Шостакович Д., прелюдии с комментариями.
Либерман Е.

2006-ой выдался богатым на круглые даты: весь год празднуются большие юбилеи - Моцарта, Рембрандта, Шостаковича. А всякая с размахом отмечаемая годовщина требует от организаторов умения лавировать между патетикой и любовью к чествуемому: грань между тактом и безвкусицей в торжественных случаях оказывается на удивление тонка. С юбилеем Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, кажется, пока все обошлось: не последовало ни громких скандальных публикаций и разоблачений, ни публичных признаний в любви от чиновников первого ранга. Зато филармонические фестивали, посвященные DSCH (музыкальная монограмма Шостаковича), следуют один за другим, в Петербурге и Москве поставлены все балеты на музыку композитора, в Большом Геннадий Рождественский в день юбилея Шостаковича - 25 сентября 2006 года - дирижирует оперой "Леди Макбет Мценского уезда", а в Мариинке идет ее вторая редакция - "Катерина Измайлова". В петербургском БДТ прозвучит Седьмая симфония, дирижировать которой будет Максим Дмитриевич Шостакович. К юбилею опубликована переписка композитора с ближайшим другом молодости Иваном Соллертинским. Словом, все так, как и должно быть: человек уже стал историей, но его музыка еще молода, а жизнь еще нуждается в исследованиях. Дмитрий Шостакович появился на свет в 1906 году, а умер в 1975-м, то есть прожил жизнь длиной в эпоху - от краха старой империи до апогея новой. Его бесспорный и огромный талант был очевиден современникам и его юности, и поздних лет. Ему пытались приклеивать ярлыки главного советского композитора и тайного нонконформиста, формалиста, новатора и, наоборот, традиционалиста. Критикам и биографам по обе стороны советской границы приходилось нелегко: одним нельзя было писать о страшной и печальной музыке Шостаковича, потому что это противоречило жизнеутверждающим и оптимистическим принципам государства, другим казалось, что композитор непрерывно пользуется эзоповым языком или принимает правила игры и тем самым предает себя и высокое назначение искусства. К счастью, конъюнктура - явление временное, и сто лет спустя после рождения Шостаковича его музыка оказывается свободной от всяческой словесной трухи.
http://audio.tv-on-line.eu/spisok-dokumentalistika/4376-shostakovich.html