Звуковая дорожка фильма-спектакля подготовленного студией «Искусство» в исполнении артистов МХАТ им. А.П. Чехова по одноимённой пьесе Михаила Булгакова в постановке Адольфа Шапиро. Премьера спектакля на сцене театра состоялась в 1988 году. Вторая постановка этого же спектакля на сцене МХТ им. А.П. Чехова и где роль Мольера играл Олег Табаков состоялась в 2001 году.
«Кабала святош» - Пьеса, 1930 год / Другие названия: Мольер / Впервые опубликована - Булгаков М. Пьесы. М.: Изд-во «Искусство», 1962 год.
Пьеса о великом французском комедиографе Жане Батисте Поклене (Мольер) (1622-1673). Главная идея драматурга - трагическая зависимость гениальнейшего комедиографа от ничтожной власти, от напыщенного и пустого Людовика XIV (1638-1715) и окружающей короля «кабалы святош».
Михаил Афанасьевич Булгаков (дореф.: Михаилъ Аѳанасьевичъ Булгаковъ), (3 [15] мая 1891г., г. Киев - 10 марта 1940г., г. Москва) - русский писатель советского периода, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор романов, повестей и рассказов, пьес, киносценариев, множества фельетонов в 1920-е годы. Известные произведения Булгакова: «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Театральный роман», «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Иван Васильевич» и роман, принёсший писателю мировую известность, - «Мастер и Маргарита».
______________________
Действующие лица и исполнители:
Жан-Батист Поклен де Мольер - Олег Ефремов;
Мадлена Бежар - Наталья Тенякова;
Арманда Бежар - Ирина Юревич;
Мариэтта Риваль - Ольга Барнет;
Шарль-Варле де Лагранж - Павел Белозеров;
Захария Муаррон - Юрий Кочнев;
Филибер дю Круази - Виктор Кулюхин;
Жан-Жак Бутон - Олег Табаков;
Людовик Великий - Иннокентий Смоктуновский;
Маркиз д'Орсиньи - Евгений Киндинов;
Маркиз де Шаррон - Владимир Кашпур;
Маркиз де Лессак - В. Войтюк;
Королевский шут - Вячеслав Невинный;
шарлатан с клавесином - Константин Чепурин;
незнакомка в маске - Юлия Меньшова;
отец Варфоломей - Игорь Арташонов;
Члены Кабалы Священного писания - Егор Пазенко; Алексей Табачников;
Ренэ - Раиса Максимова;
суфлёр - Александр Васютинский.
Режиссёр-постановщик (театр+ТВ) - Адольф Я. Шапиро.
Операторы (ТВ) - Александр Покровский (IV), Геннадий Алексеев (II), Григорий Булах.
Музыка - Владимир С. Дашкевич.
Над фильмом-спектаклем также работали - Е. Матутите, Е. Кузнецова, М. Николаев, А. Улезко, А. Шашков, В. Лобанов, Е. Королёва, М. Браславская.
Иллюстрации:
- сцена из спектакля - В.Невинный (в роли шута), В.Кашпур (в роли Шаррона) и И.Смоктуновский (в роли Людовика Великого)
- О.Ефремов (в роли Мольера)
- М.Булгаков
P. S.:
Пьеса Михаила Булгакова «Кабала святош» оказалась для МХАТа роковой. Если перевести название пьесы с языка мольеровского времени на язык времени булгаковского, то звучит оно примерно так: «Интриги лицемеров, или Диссонанс творчества с политикой». Спектакль «Мольер» 1936 года этими диссонансами был буквально замучен и после семи лет репетиций и скандалов, сразу же после премьеры, снят с афиши. МХАТ 1930-х гг., разъединённый внутренними распрями, опрокинул их на Мольера, Булгакова и его пьесу. Что же в 1988 году ? Та же «Кабала святош» на театральной афише и, похоже, в самом театре. За год до премьеры спектакля "Кабала святош" Олег Ефремов выступил перед труппой, и это его, теперь уже историческое выступление звучит как подтекст «Кабалы святош». Более того, подтекст оказался сильнее текста, то есть спектакля. Из выступления Ефремова перед труппой театра: «... Я обращаюсь к труппе: опомнитесь. Не убивайте в себе художников, не растравляйте самые тёмные инстинкты. Подумайте о своём будущем не как чиновники-перестраховщики, а как артисты...». После призыва Ефремова общее собрание труппы театра проголосовало за разделение Художественного театра на две автономные сцены - деление до конца: до двух МХАТов, до «русского» и «советского», чеховского и горьковского, ефремовского и доронинского. После смерти Олега Ефремова во МХАТе была новая редакция спектакля в постановке Адольфа Шапиро с Олегом Табаковым в роли Мольера - это была воля покойного Ефремова, и отказать ему не смогли ни Шапиро, ни Табаков. Судя по прессе, вариант пьесы с Олегом Табаковым не вызвал восторгов ни у режиссёра-постановщика, ни у критики... в память о великом русском актёре Ефремове игралась эта пьеса после его кончины.