Гёте Иоганн. Стихи. Читает Станислав Ландграф.
1. Новая любовь - новая жизнь
2. Майская песня
3. Белинде
4. Смена
5. К луне
6. Прекрасная ночь
7. Фридерике Брион
8. Свидание и разлука
9. Фульский король
10. Ушедшей
11. Надпись на книге «Страдания юного Вертера»
НОВАЯ ЛЮБОВЬ - НОВАЯ ЖИЗНЬ
Сердце, сердце, что случилось,
Что смутило жизнь твою?
Жизнью новой ты забилось,
Я тебя не узнаю.
Все прошло, чем ты пылало,
Что любило и желало,
Весь покой, любовь к труду, -
Как попало ты в беду?
Беспредельной, мощной силой
Этой юной красоты,
Этой женственностью милой
Пленено до гроба ты.
И возможна ли измена?
Как бежать, уйти из плена,
Волю, крылья обрести?
К ней приводят все пути.
Ах, смотрите, ах, спасите, -
Вкруг плутовки, сам не свой,
На чудесной, тонкой нити
Я пляшу, едва живой.
Жить в плену, в волшебной клетке,
Быть под башмачком кокетки, -
Как такой позор снести?
Ах, пусти, любовь, пусти!
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/gete64.html
Иоганн Вольфганг Гете (Goethe) родился 28 августа 1749 года; умер - в 1832 году.
Сын имперского советника, образованного бюргера, Гете учился в Лейпциге (1765—68) и Страсбурге (1770—71), слушал лекции по юриспруденции и многим другим научным дисциплинам, включая медицину. В Страсбурге Гете познакомился с И. Г. Гердером и стал участником движения «Бури и натиска». В 1775 приехал в Веймар по приглашению герцога Карла Августа.
Пренебрегая мнением двора, Гете вступил в гражданский брак с работницей цветочной мастерской Кристианой Вульпиус. Великую французскую революцию принял сдержанно, но в сентябре 1792, в битве при Вальми, гениально определил всемирно-историческое значение победы революционных войск Франции: «С этого дня и с этого места начинается новая эпоха всемирной истории». Важное значение имела для Гете дружба с Ф. Шиллером (с 1794). В Веймаре Гете руководил организованным им в 1791 театром.
Первый сборник стихов Гете издал в 1769. Новый период его творчества начинается в 1770. Лирика Гете периода «Бури и натиска» — одна из самых блестящих страниц в истории немецкой поэзии.
Десятилетие 1776—85 — переходное в творческом развитии Гете Реакция на индивидуалистическое бунтарство обусловила мысль Гете о необходимости самоограничения личности («Границы человечества», 1778—81; «Ильменау», 1783).
Через период так называемого веймарского классицизма, проникнутого стихийным материализмом античности («Римские элегии», 1790), отмеченного антифеодальными и тираноборческими (драма «Эгмонт», 1788) тенденциями, Гете шел к реалистическому осмыслению проблем художественного творчества, взаимоотношений человека и общества (автобиографическая книга «Поэзия и правда», издана 1811-33; романы «Годы учения Вильгельма Мейстера», 1795-96, и «Годы странствий Вильгельма Мейстера», 1821-29), пантеистическому наслаждению полнотой жизненных переживаний (сборник лирических стихов «Западно-восточный диван», 1814-19).
Творчество Гете отразило важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В итоговом философском сочинении трагедии «Фауст» (1808-32), насыщенной научной мыслью своего времени, Гете воплотил поиски смысла жизни, находя его в деянии.
http://www.velib.com/biography/gete_iogann
Станислав Николаевич Ландграф (1939—2006) — российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1982). Лауреат Государственной премии СССР (1984).
http://ru.wikipedia.org/wiki/Станислав_Ландграф_