МХАТ СССР им. М.Горького. К 75-летию театра. 1898-1973 гг. - Русская классика на сцене МХАТ в 60-е годы - (часть 8-я из 9-ти)

 
серия "Живые страницы истории советского театра"

ПЛАСТИНКА 8-я - Русская классика на сцене МХАТ в 60-е годы

Фрагменты из спектаклей -
И. Тургенев - "Нахлебник"
А. Чехов - "Чайка"
А. Островский - "Без вины виноватые"
________________________

Впервые пьесу И. Тургенева «Нахлебник» МХАТ поставил в 1912 году (режиссёр - Вл. И. Немирович-Данченко, художник - М. Добужинский). Второе обращение к этому произведению относится к 1969 году. Спектакль этот с чисто мхатовской внимательностью к целому и к каждой детали поставлен Г. Конским (художник - В. Рындин). Мы видим тургеневского Кузовкина и в минуты его робкой жизни, и в миг, когда бедный нахлебник вырастает до бунта. М. Яншин ведет «бесстрашное исследование» души своего героя, открывая, как некогда в незабываемом Лариосике из «Дней Турбиных», затаенные её глубины. «Чайка» была поставлена Б. Ливановым в 1968 году - к 70-летнему юбилею МХАТ (художник - Э. Стэнберг). Спустя много лет коллектив снова обратился к пьесе, определившей некогда творческий метод театра. «Я убежден, что «Чайка» — глубоко современная пьеса, - писал Б. Ливанов. - В ней Чехов гениально утверждал высокую нравственную красоту человеческой жизни». Режиссер выдвинул на первый план тему творчества, тему признанного и непризнанного таланта. «В заострении этой темы видится уважение к Чехову, преданность постановочного коллектива первотворчеству, так как вопросы высшего смысла искусства лежат в самой основе пьесы... - писал В. Шкловский. - Мне дорого в спектакле, поставленном Борисом Ливановым, ощущение, что Чехов - писатель живущий, необходимый, борющийся». Главной в этом остро драматическом спектакле стала судьба Треплева (О. Стриженов), образ которого резко противопоставлен образам Аркадиной и Тригорина (А. Степанова и Л. Губанов). «Все в этой новой «Чайке» в напряженных, еще не устоявшихся поисках», - так передавала критика свое ощущение от премьеры. В спектакле «Без вины виноватые» (1963), поставленном В. Орловым (художник - В. Талалай), с новой, неожиданной стороны раскрылось огромное драматическое дарование А. Тарасовой. В формировании таланта актрисы решающую роль сыграла работа с К. С. Станиславским над образом Негиной в «Талантах и поклонниках» (1933). Тарасова увлеклась задачей, поставленной Станиславским, - «раскрыть тончайшую психологическую ткань Островского, за ярким и мощным бытовиком, за размашистыми красками найти нежные, тонкие, непередаваемые словами переживания» (П. Марков). В Кручининой - Тарасовой та же умная актерская хватка, тот же «не претендующий ни на какие внешние эффекты отбор сценических средств», то же внутреннее достоинство, с которым она проносит «одиночество и мечту».