Спектакль Московского академического театра им. Вл. Маяковского по одноимённой пьесе норвежского писателя Генрика Ибсена (сценическая редакция театра в 2-х частях) в постановке Леонида Хейфец. Премьера спектакля состоялась на сцене театра в 1999 году.
«Кукольный дом» (норв.: Et dukkehjem) - Пьеса, 1879 год.
Центральная тема - положение женщины в обществе; современники восприняли драму как манифест феминизма. Однако проблематика «Кукольного дома» не исчерпывается «женским вопросом»: речь идёт о свободе человеческой личности вообще. В пьесе компрометируется не столько «мужской мир», сколько общество 1870-х годов, его нормы и установки. В основу драмы Ибсен положил реальное событие. Прототипом Норы стала норвежско-датская писательница Лаура Килер (1849-1932).
Ге́нрик (Хе́нрик) Ю́хан Ибсен (псевдоним - Brynjolf Bjarme) (норв.: Henrik Johan Ibsen) (20.03.1828г., Шиен - 23.05.1906г., Кристиания) - норвежский драматург, основатель европейской «новой драмы»; поэт и публицист.
________________________
Действующие лица и исполнители:
Торвальд Хельмер - Игорь М. Костолевский;
Нора, его жена - Евгения П. Симонова;
Доктор Ранк - Игорь К. Кашинцев;
Крогстад - Эммануил Г. Виторган;
Фру Линне - Людмила А. Соловьёва;
Анна-Мария, служанка - Людмила Л. Иванилова.
Постановка (театр) - Леонид Е. Хейфец.
Художник - Ю. Устинов.
Художник по костюмам - И. Акимова.
Композитор - А. Шелыгин.
Балетмейстер - Т. Борисова.
Иллюстрации:
Е.Симонова (в роли Норы) и И.Костолевский (в роли Торвальда)
Henrik Johan Ibsen
P. S.:
Снег как будто бы падает прямо в красиво обставленную комнату. Во внешне благополучный дом Хельмеров давно закрался холод, но хозяева его не сразу заметили. Занудно правильный Хельмер Торвальд (Игорь Костолевский), сверх меры озабоченный собственной карьерой, ведет себя с женой Норой (Евгения Симонова) как с неразумным ребенком, не способным ни на какой самостоятельный поступок. Она же, из-за безмерной любви к мужу совершившая подлог, мечется между счастливой гордостью и постоянным страхом разоблачения. При этом шантажирующий Нору Крогстад (Эммануил Виторган) отнюдь не выглядит в спектакле законченным злодеем. Этот робкий, зажатый, закомплексованный человек скорее жалок и по-своему несчастен, а все его действия продиктованы лишь крайней необходимостью выкарабкаться из сложившейся ситуации. Да, он жаждет реванша, но при этом способен и на сочувствие, и на раскаяние, правда, запоздалое. Опоздает с раскаянием и Торвальд, устроивший безобразную сцену жене после того, как ее обман раскрылся. Но даже не это особенно ранит Нору, а то спокойное и холодное равнодушие, которое моментально возвращается к Торвальду после того, как опасность миновала. Потому и уход её из "кукольного дома", где все искусственно и бездушно, здесь не выглядит гордым вызовом сильной натуры, отстаивающей право на личную свободу. Разочарованная женщина покидает мужа, пережив утрату иллюзий и крах любви. Он же, только лишившись "любимой игрушки", понимает, что она для него значила. Рассказывая простую историю о сложных отношениях, театр никого не разоблачает и не обвиняет, а лишь еще раз напоминает об известной истине: имея, не храним, а потерявши плачем. - Марина Гаевская -