Фокина О. - Избранник (Вложенная цель). Хроника жизни семьи Солженицыных - (часть 1-я из 3-х), (Зап.: 1994-1997гг.)

 
Звуковая дорожка телевизионного документального фильма «Избранник» подготовленного студией «Код-Фильм+». Историко-биографическое повествование об Александре Солженицыне в 3-х частях -
- часть 1-я - «Вложенная цель»;
- часть 2-я - «Математик»;
- часть 3-я - «Осень патриарха».
Фильм был подготовлен к 80-летию Со дня Рождения писателя.

Александр Исаевич Солженицын (11.12.1918г., г. Кисловодск, Терская обл. - 03.08.2008г., г. Москва) - русский писатель, драматург, эссеист-публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Участник Великой Отечественной войны. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Академик Российской академии наук (РАН) по отделению историко-филологических наук (1997). К основным произведениям писателя относятся - «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Красное колесо», «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус».

Автор сценария, режиссёр и продюсер - Олеся Фокина.
Операторы - Сергей Мокрицкий, Григорий Яблочников, Алишер Хамидходжаев, Андрей Колосов, Сергей Козлов (II), Алексей Молчанов.
Композитор - Виктор Луняков.
Закадровый текст читает Валерий М. Приёмыхов.

P. S.:

Фильм «Избранник» стоял в сетке вещания ВГТРК 4 декабря 1998 года, но по просьбе Александра Солженицына был снят буквально в последнюю минуту. Название фильма воспринимается в контексте эпиграфа к нему: "Все были в тревоге и не понимали друг друга; всякий думал, что в нём одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что - добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе... В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. ... Всё и все погибало ... Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса". Это последний сон Родиона Раскольникова, уже на каторге. Возможно, последний барьер перед его очищением, перед воскресением Лазаря, так сказать (согласно распространенной интерпретации). С другой стороны, это и развитие его же любимой идеи о разных человеческих разрядах: первый разряд - "материал", люди обыкновенные, "они и обязаны быть послушными". Второй разряд - немногие необыкновенные люди, избранные; такой человек, "если ему надо для своей идеи перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь... , то он внутри себя, по совести, может ... дать себе решение перешагнуть... и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует". Вот путеводная нота этого фильма об Александре Солженицыне. «Вложение цели» - так определяет сам Солженицын свою судьбу, так обозначает исполнение через себя замысла Божьего. От «Узла» Сокурова и от сериала «Жизнь Солженицына», снятого НТВ, фильм «Избранник» отличается прежде всего тем, что режиссёр не следовал воле своего героя и показывал его не только изнутри, но и извне. Люди знаменитые часто фильтруют свои биографии. Случай Солженицына отличается от прочих подобных случаев главным образом тем, что он сильно пережал, излагая свою версию происходившего с ним и вокруг него в книгах "Бодался телёнок с дубом" и "Угодило зернышко промеж двух жерновов". Книги эти настолько страстны и пристрастны, что закономерна потребность в ревизии. Любой нормальный читатель увидит в солженицынской версии собственной жизни много такого, что автор на самом деле предпочел бы скрыть, затушевать и т.п. Или, по крайней мере, не собирался выставлять на обозрение. Сокуров, что называется, поверил своему герою на слово, попадая в мощное поле его воздействия. Поэтому «Узел» однообразен, в центре - герой, все прочее - круги по воде. «Жизнь Солженицына» Леонида Парфенова со товарищи гораздо интереснее за счёт исторической полифонии. Олеся Фокина выбрала третий путь. В «Избраннике» линия жизни Солженицына властно пересекает линии жизни других людей. И порой не самым счастливым для них образом. Здесь, в отличие от двух предыдущих фильмов, присутствует, например, первая жена героя, Наталья Решетовская, которая не только разводилась с ним, но и помогала ему - печатала его рукописи, тот же «Архипелаг ГУЛАГ». Есть здесь и любопытный с точки зрения женской психологии комментарий второй жены, Натальи Дмитриевны, которая объясняет, что первая жена, Наталья Алексеевна, не понимала, что живёт с великим человеком. Есть и тень Елизаветы Дмитриевны Воронянской - Кью, как звали её близкие. Есть такой женский тип, который всегда ищет и находит гениев и служит гению истово. Прочитав в журнале «Новый мир» про Ивана Денисовича, Кью написала автору восторженное письмо, и автор не поленился, поехал в Ленинград, разыскал её - человека, готового служить. "Я любил прийти в эту щель, отдохнуть, перекусить, позабавиться, наблюдая перепады настроений..." - воспоминания Солженицына читает Валерий Приёмыхов. У гения болели ноги, рассказывает Зоя Томашевская, и Кью, скопив денег, купила для него ковер, отослала подарок почтой. По почте же получила его обратно с холодно-назидательным письмом: "Всякий подарок пытается формировать нашу жизнь и сознание и влиять на нашу волю. Вот почему я вообще их отвергаю. Очень не люблю". Ответ безутешной Кью: "Выкупаю дары своего сердца, шваркнутые мне в физиономию"... Но "поди загаси светильник, рассердись на солнце ! И останешься вотьмах..." ("Станьте солнцем, - говорил Порфирий Петрович Раскольникову. - Солнцу прежде всего надо быть солнцем"). Лейтмотив фильма - песня слепой девушки: "Спи, моя радость, усни". Солженицын сидит, полуприкрыв глаза, и тогда возникают как бы очертания его главных тем... Рукопись «Архипелага ГУЛАГ» Солженицын переправил на Запад, а экземпляры, остававшиеся в Советском Союзе, велел уничтожить. Кью, объясняет Зоя Томашевская, не могла, это было для неё нечто личное, "как часть своей жизни". "Да обманула она!" - с неподражаемыми (раскольниковскими) интонациями произносит Приёмыхов фразу из "Телёнка". После пяти дней допросов ... пожилая женщина, с больными ногами, рассказала о тайнике, а потом повесилась. Точные обстоятельства её смерти, впрочем, до сих пор неизвестны; неизвестно, где её могила... Рассказывает в фильме Зоя Томашевская и о своей матери - Ирине Медведевой-Томашевской. Именно она объявила когда-то громко: Шолохов - вор, а "Тихий Дон" написал есаул Федор Крюков... Женщина сильная и властная, Ирина Томашевская тем не менее попала под обаяние и влияние Солженицына, подчинилась ему. После обысков она 27 октября 1973 года покончила жизнь самоубийством. А в 1974 году высланный на Запад Солженицын опубликовал со своим предисловием работу Медведевой-Томашевской "Стремя "Тихого Дона" под именем "литератора Д.". И заказал по ней панихиду в женевской церкви... Другой сюжет, вряд ли понравившийся Солженицыну, связан с Варламом Шаламовым. Цитируется знаменитое письмо, в котором Шаламов называет Солженицына "дельцом". И еще вот это: "Запрещаю писателю Солженицыну знакомиться с моим архивом". Когда-то Шаламов попросил отнести в «Новый мир» его "Колымские рассказы" и стихи. Солженицын стихи передал (Твардовскому они не показались), а рассказы почему-то так и не показал... Участвующий в фильме Жорж Нива говорит, что спор между Шаламовым и Солженицыным - это "главный спор нашего XX века". Потому что для Шаламова - лагерь только растление, а для Солженицына - путь восхождения духа. "Мажорный писатель" - так определяет Солженицына Нива. "Оптимист". И наконец, тема "Нового мира". Несколько раз возникает фотография - у гроба Твардовского Владимир Лакшин, Мария Илларионовна Твардовская, Александр Солженицын... "Можно гибнуть по-разному. "Новый мир" погиб без красоты... на коленях", - считает герой. Но он же сказал однажды с ледяным спокойствием: "Нехай умирает, кто дурной..." Так оно и случилось. Дурные гибли, умный выживал. "Как ты мудро ведёшь меня, Господи"... "Я смолчал" - это про 1968 год. "С этого момента дополнительный груз на моих плечах". Ещё узелок: генерал Пётр Григоренко ... вступился за «Новый мир» и написал Солженицыну жесткое письмо, объясняя, что без Твардовского и без "Нового мира" ему вырваться не удалось бы... "Матрёна, - читает автор свой знаменитый рассказ, - смешная, по-глупому работала на других бесплатно". Матрёнами он любовался с дистанции. Солженицын, заговоривший о ГУЛАГе, был не единственным и не первым. "Математика меня спасла", - обронил он как-то. "Быть может, это и разгадка его точной судьбы", - комментируют авторы фильма. Вот он на Западе. Стоит на крыльце вместе с другом - Генрихом Беллем. Лихие, настойчивые синкопы "Битлов": "You don"t know how lucky you are boys / Back in the U.S.S.R" - неожиданный саунтрек для такого фильма. Он заставляет вскинуться, сосредоточиться, посмотреть на ситуацию сквозь наслоения мифа. "Жаждущим правды он оставил единственный завет: жить не по лжи ! ... Тогда казалось: не напрасно", - голос за кадром. Кадр, повторяющийся не единожды: лауреат Нобелевской премии во фраке, в чёрной машине - барин. Закольцовывается тема подарков: режиссёр Фокина дарит герою букетик его любимых ландышей - он возвращает подарок, как вернул когда-то ковер Воронянской. Фокина просит сварить картошку, как он делает это обычно. Видно, однако, что отношения между героем и режиссером уже идут вразнос: "Олеся ! Вы невозможный человек... Я хочу жить, а не сниматься". Картошку варить не захотел, чтобы не выглядеть позёром. Меж тем в сокуровском "Узле" долго изображал творческий процесс... В последней части самый щемящий момент - рассказ Ермолая Солженицына про брата Митю, сына Натальи Дмитриевны от первого брака: "Митя был для меня богом... Митю я любил, как никого в жизни не любил". Солженицын вернулся. "Я ощущаю себя сейчас, что я живу среди своих". Вскоре Фокиной: "Соберите всё. Мы рассчитались с вами..." Контрапункт: линия людей обыкновенных и линия людей необыкновенных. Закрытые ворота дома в Троице-Лыкове. Рука тянется к звонку и замирает. Он вернулся, но мы не узнали друг друга.
- Виктория Шохина -