Виноградов В. - Десятого февраля незадолго до трёх часов пополудни - (исп.: П.Антокольский, Е.Евтушенко, Вс.Якут, и др.), (Зап.: 1973г.)

 
Звуковая дорожка документального телефильма подготовленного студией «Лентелефильм» - Лирический рассказ о последних днях жизни великого русского поэта А. С. Пушкина.

10 февраля 1837 года - день смерти гения русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина. Каждый год к дому на Мойке, где он жил, и откуда его увезли в последний путь, собираются люди. Это - День памяти. Поэты читают его стихи, свои стихи, посвященные ему, вспоминают его жизненный путь. 26 мая 1799 года в семье майора Сергея Львовича Пушкина (1770-1848) родился сын. Крещён именем Александр 8 июня. Воспреемником стал граф Артемий Иванович Воронцов (1748-1813). Симпатичный, кудрявый мальчик изображен на детском портрете. Рядом - портрет его матери, Надежды Осиповны Пушкиной (1775-1836), на которую он так похож. А вот посмертная маска поэта, его часы, перстень. На картине - Пушкин в гробу. Он скончался от раны в возрасте 36-ти лет. Мы возвращаемся на панихиду - звучит литургия, скорбные лица присутствующих. И снова воспоминания. Открывается ящик с дуэльными пистолетами, а за кадром звучат условия дуэли - они были очень жестокими. На столе лежит маленькая пуля. Она оборвала его жизнь. Минута молчания. Он знал, верил, что его будут помнить и оставил в наследство свои стихи.
________________

Исполнители:
Павел Г. Антокольский, Евгений А. Евтушенко, Всеволод С. Якут, и др.

Режиссёр и автор сценария - Владислав Виноградов.
Операторы - Валерий Смирнов, Владислав Виноградов.

Иллюстрации:
- «Портрет Пушкина», Иван Линёв, 1836-1837 гг.. Линёв сделал портрет с рисунка Фёдора Бруни «Пушкин во гробе» или собственной подобной зарисовки, которую затем «превратил в портрет живого Пушкина».

P. S.:

Иван Логинович Линёв (1770-е - 1839-1840 ?) - русский художник-любитель. Автор последнего прижизненного портрета А.С. Пушкина. О Линеве долгое время ничего не было известно. Только в 1972 году в журнале «Искусство» появилась о нём небольшая публикация С. Куликова. В 1979 году в Москве вышла небольшая книжка Е. Кончина «Загадки старых картин», открывший её очерк под названием «Последний портрет Пушкина» содержал некоторые сведения о Линёве.

В 1877 году в Музей при Александровском лицее пришёл некий артист по фамилии Леонидов. В руках он держал приличных размеров свёрток.
-Что ж вы, батенька-с, мнетесь на пороге, проходите, любезнейший, - сказал ему работник музея.
-Да я ненадолго, - отозвался Леонидов. – Вот, принёс в дар музею картину.
-Премного благодарны-с, - разочаровано протянул работник (он-то надеялся, что Леонидов приобретет билет). - Поставьте вашу картину в углу-с.

Сколько дар простоял в углу - неизвестно, однако, в конце концов, на сверток обратили внимание. Как и предполагал принявший холст работник, картина была пустяковой. Плохая копия знаменитого портрета Пушкина кисти Кипренского. К тому же, полотно было изрядно загрязнено и потемнело от времени. Все-таки музей решил заняться реставрацией портрета. Когда с картины был снят слой пыли, перед реставраторами предстал Александр Сергеевич Пушкин. Таким, каким его никто не видел. Вернее, таким, каковым его видели современники. Жуковский, Дельвиг, царь Николай Первый, Натали Гончарова, Анна Керн... Настоящий, подлинный Пушкин. Пушкин с глазами, полными грусти и боли. Глазами мыслителя, философа, пророка. Некрасивый, но, вместе с тем, невероятно красивый Пушкин! Пушкин без прикрас, которые волей-неволей допускал очарованный гением Кипренский, допускали другие художники, писавшие прижизненные портреты великого поэта. В правой части картины мелкими буквами было написано: «писал с натуры И. Линев». Это был прижизненный портрет Пушкина ! Газеты взорвались, общественность гудела, пресса публиковала одну статью за другой. Оказалось, что артист Леонидов получил портрет от своей супруги - дочери балетного артиста Стуколкина. Как у него оказалась картина - история умалчивала. Главной загадкой оставался И. Линёв. Никто ничего не знал об этом художнике, никто не видел других его работ. Кто он, где и когда он мог познакомиться с Пушкиным, написать его портрет? Это оставалось тайной много-много лет, но, в конце концов, правда раскрылась, и самым неожиданным образом. В 1968 году 80-летний профессор электротехники С. Куликов решил написать книгу про известного русского изобретателя, революционера А. Линёва. В процессе сбора материала он узнал, что предки Линёва интересовались живописью и один из них, отставной полковник Иван Логинович Линев, даже расписал потолки в родовой усадьбе. Усадьба эта находилась неподалеку от Ленинграда. Оставалось только найти связь Линева с Пушкиным. И она была найдена. Оказалось, что зиму Линев коротал в доме на 2-й Итальянской улице, где также проживала семья Александра Ивановича Тургенева – ближайшего друга Пушкина, который сопровождал скорбные дроги с телом поэта в Псковскую губернию, к месту похорон. У Тургенева подолгу жил Василий Андреевич Жуковский, который наверняка был знаком с Иваном Логиновичем Линевым и знал об его увлечении живописью. Жуковский и стал последней недостающей деталью пазла. Пушкинистам были отлично известны даты и обстоятельства написания всех прижизненных портретов Пушкина. О создании этих живописных работ в дневниках или письмах писали сам Пушкин, его друзья и знакомые. Только одна работа была покрыта мраком тайны. Это была загадочная картина из двух кратких записок, которые Жуковский отправил Пушкину в 1836 году, за несколько месяцев до гибели поэта. Вот они, эти записки: «...завтра (в субботу) жду тебя также непременно к себе часу во втором поутру. У меня будет живописец, и ты должен с полчаса посидеть под пыткою его животворной кисти». «Не забудь, что ты у меня нынче в час будешь рисоваться. Если не найдешь меня, паче чаяния, дома, то найдешь у меня живописца. Прошу пожаловать». Кто этот загадочный живописец с «животворной кистью», какую именно картину он создал? Благодаря неожиданному открытию профессора электротехники стало понятно: Жуковский пишет об Иване Логиновиче Линеве и о той самой картине, что хранится в Музее Александровского лицея. А это значит, что портрет, принесённый в музей артистом Леонидовым, был последним прижизненным портретом Пушкина.
- Василий Гавриленко -