Штраух Максим. Творческий портрет актёра - (вед.: Рувим Выгодский)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи "Мелодия" - Максим Штраух. Творческий портрет -
- (1) - Из статьи М. Штрауха «Моя работа над образом Ленина» - М. Штраух.

- (2) - Фрагменты кинофильмов -
-- "Ленин в Польше" (Авторы сценария - Е. Габрилович, С. Юткевич)
Действующие лица и исполнители:
Владимир Ильич Ленин - Максим М. Штраух.

-- Рассказы о Ленине / Рассказ первый - «Подвиг солдата Мухина» (Авторы сценария - М. Вольпин, Н. Эрдман)
Действующие лица и исполнители:
Владимир Ильич Ленин - Максим М. Штраух;
Феликс Эдмундович Дзержинский - Олег Н. Ефремов.

-- Рассказы о Ленине / Рассказ второй «Последняя осень» (автор сценария - Е. Габрилович)
Действующие лица и исполнители:
Владимир Ильич Ленин - Максим М. Штраух;
Саша, медсестра в Горках - Людмила И. Крылова.

- (3)- Фрагменты спектаклей -
-- Н. Погодин "Мой друг" (сцена из 3-го действия спектакля театра Революции)
Действующие лица и исполнители:
Руководящее лицо - Максим М. Штраух;
Гай - Михаил Ф. Астангов.

-- А. Гладков "Питомцы славы" (Сцена из 3-го действия спектакля театра Революции)
Действующие лица и исполнители:
Кутузов - Максим М. Штраух;
Шура Азарова - Мария И. Бабанова;
Балмашов - Григорий П. Кириллов.

-- А. Островский "Таланты и поклонники" (сцена из 1-го действия спектакля Театра им. Вл. Маяковского)
Действующие лица и исполнители:
Нароков - Максим М. Штраух;
Домна Пантелеевна - Вера М. Орлова.

Максим Максимович Штраух (11 [23] февраля 1900г., г. Москва - 3 января 1974г., Москва) - советский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1965). Лауреат Ленинской (1959) и трёх Сталинских премий (1949, 1951 - дважды). В 1910-1918 гг. учился в Петропавловской гимназии в Москве. С 1916 года работал карикатуристом в театральном журнале «Рампа и жизнь». В 1919-1921 гг. служил в Красной Армии (фельдъегерь Фельдъегерского корпуса Всероглавштаба при Реввоенсовете Республики). С 1921 года - актёр Первого рабочего театра Пролеткульт. В 1924-1929 гг. - артист и режиссёр-ассистент фабрики «Госкино» в Ленинграде (ныне - киностудия «Ленфильм»). В 1929-1931 гг. - актёр и режиссёр Театра им. В.Э. Мейерхольда, с 1932 года - Московского театра Революции (ныне - Театр им. Вл. Маяковского; в 1938-1942 гг. - художественный руководитель). В 1950-1957 гг - актёр Государственного академического Малого театра Союза ССР, в 1957-1958 гг. - Московского драматического театра им. А.С. Пушкина, с 1958 года - вновь актёр и режиссёр Театра им. Вл. Маяковского. Творческим успехом Максима Штраух стало воплощение образа В.И. Ленина в спектаклях и в фильмах, поставленных кинорежиссёром Сергеем И. Юткевичем - «Человек с ружьём» (1938), «Яков Свердлов» (1940), «Рассказы о Ленине» (1958), «Ленин в Польше» (1965), и др..

Комментарий читает Рувим Г. Выгодский.

Иллюстрации:
М.Штраух:

P. S.:

В одной из статей Сергея Эйзенштейна есть такие слова «...Со Штраухом, другом моего детства, мы жили в эту суровую зиму 1920 года в одной комнате... Спали в шубах. Ели в шубах. Бодрствовали в шубах. В центре комнаты стояла наша гордость тоненькая вертикальная «буржуйка». Иногда на ней удавалось испечь лепешки. Но тепло от нее не достигало стен и вовсе не обогревало наше логово на Чистых прудах у Покровских ворот...» Так началась жизнь актера Максима Штрауха и режиссера Эйзенштейна в Москве после возвращения их из Красной армии, с фронтов гражданской войны... Ещё в детские и гимназические годы Штраух мечтал о театре, устраивал домашние представления, увлекался живописью... Часто бывая в доме писателя Н. Д. Телешова, он встречался там с актёрами, художниками, музыкантами, писателями... В атмосфере телешовского кружка складывались художественные вкусы будущего актера, формировались его творческие пристрастия. И вот в этот юношеский мир, мир поэзии, музыки, искусства, стремительно ворвалась Революция, гражданская война... «Перед моими глазами развернулась огромная панорама новой жизни, я увидел новых людей и был полон впечатлений новой, революционной действительности», - писал впоследствии Максим Максимович Штраух. Впечатлений была масса... Он служил в войсках связи, изъездил всю страну, побывал на всех фронтах молодой Советской республики. Перед ним представали судьбы множества самых различных людей, запечатлелись в сознании сложные, порой трагические коллизии; пафос и героика незабываемых лет находили в его сердце самый взволнованный отклик.Очутившись снова в Москве, молодой Штраух решил вернуться на тот же путь, который избрал в юности. Вместе с Эйзенштейном пришли они в театр Пролеткульта. В постановках Эйзенштейна и других режиссеров Штраух сыграл немало ролей - острохарактерных, гротесковых, буффонных... Это было время исканий, время становления. Советский театр и драматургия только зарождались... В пьесе В. Игнатова «Зори Пролеткульта», рассказывающёй, быть может, несколько наивно, но искренно о борьбе рабочего класса, об Октябре 1917 года, молодой актёр исполнил главную роль пролетария Никиты, а также (в последнем акте) роль великого русского ученого Тимирязева. Это были первые шаги Штрауха на сцене. Уже тогда в нем начинало расти стремление к искусству жизненной правды, к реализму... Одновременно в его жизнь властно вошел кинематограф. И Штраух ушел из театра, испытывая потребность в чем-то новом, как ему казалось, более значительном, отвечающем духу и потребностям нового бытия. Став одним из ассистентов Эйзенштейна, Штраух участвовал в создании фильмов «Стачка», «Броненосец «Потёмкин»», «Октябрь», «Старое и новое». Кинематограф явился прекрасной школой для молодого художника. Расширялся его идейный кругозор, приобретался необходимый творческий опыт. Первой значительной актерской работой Штрауха в кино была роль сыщика в фильме А. Роома «Привидение, которое не возвращается», созданном по новелле Анри Барбюса (1928). Эта роль стала как бы точкой отсчета в его дальнейшей кинобиографии. В начале 1930-х гг. в театре Мейерхольда Максим Штраух с успехом исполнял роли в пьесах В. Вишневского, Ю. Олеши, В. Маяковского... Особенно ярко его дарование раскрылось в спектаклях «Баня» и «Клоп». Новаторская, насыщенная революционным содержанием, устремленная в будущее драматургия Маяковского, её публицистичность, активное и смелое вторжение в современность были близки и понятны Штрауху. Ему удалось создать острые сатирические образы, не нарушив при этом их жизненной достоверности и реалистической сущности. После премьеры «Бани», где актер играл Победоносикова, Маяковский лаконично подвел итог: «Прекрасен Штраух». В комедиях Маяковского Максим Штраух выявил себя, как актёр больших сценических возможностей. Через два года Максима Максимовича пригласили в театр Революции (ныне - театр им. Вл. Маяковского), на сцене этого театра он дебютировал в роли портного Рубинчика в пьесе Н. Зархи «Улица радости». В этой роли открылись новые грани актерского мастерства Штрауха. В тонком, лирико-психологическом ключе раскрыл актер историю духовного раскрепощения маленького простого человека на Западе... Крупный, многозначный образ создал Штраух в спектакле «Мой друг». Руководящее лицо (как назвал его драматург Погодин) олицетворяло волю и авторитет партии, её методы руководства в годы первой пятилетки... Так начался период перехода актера к образам большой идейной и нравственной значимости: героями Штрауха в подавляющем большинстве становятся наши современники, строители нового социалистического общества. Однако в галерее его театральных образов встречаются не только современные герои... Актёр разностороннего и яркого таланта, Штраух сыграл ряд интереснейших ролей в исторических и классических пьесах - Василия Шуйского в пьесе Г. Добржинского «Иван Болотников», Фридриха II в «Ключах Берлина» М. Гуса и К. Финна... В 1943 году актёр создает образ фельдмаршала Кутузова в героической комедии А. Гладкова «Питомцы славы», играет Маринелли в драме Лессинга «Эмилия Галотти». Одной из последних работ была роль Нарокова в комедии Островского «Таланты и поклонники»... Штраух пробует свои силы и в режиссуре... Им поставлено несколько спектаклей - «Лесть славы» Э. Скриба, «Последние» М. Горького, «Мамаша Кураж и ее дети» по пьесе Б. Брехта. Штраух улавливал биение времени, его запросы, остро ощущали необходимость той или иной темы... В 1937 году на сцене театра Революции в пьесе Корнейчука «Правда» Максим Штраух создал образ Владимира Ильича Ленина. С тех пор на протяжении более тридцати лет Штраух работал над воплощением ленинской темы, расширяя и углубляя творческие возможности для создания на сцене и в кинематографе личности гениального человеке и вождя, основателя Коммунистической партии и Советского государства. Штраух создал образ Ленина в фильмах «Человек с ружьём», «Выборгская сторона», «Яков Свердлов». За фильм режиссера С. Юткевича «Рассказы о Ленине» Штрауху была присуждена Ленинская премия. «По-настоящему сделанная роль должна иметь в основе своей партитуру не менее сложную, чем партитура музыкального произведения», - писал Штраух. Эти его слова можно целиком отнести к созданию образа Ленина в кинокартине режиссера С. Юткевича «Ленин в Польше». Раскрытие духовного мира Ленина построено здесь на сложном сочетании изображения и комментирующего голоса за кадром. Удивительная естественность, объемность, масштабность созданного образа позволяют сказать, что Штраух в фильме «Ленин в Польше» одержал большую творческую победу. Фильмы «Рассказы о Ленине» и «Ленин а Польше» как бы подводят итог многолетней напряженной работы актера, всегда находившегося на переднем крае советского реалистического искусства. С кино были связаны многие годы жизни Штрауха. Он снимался в фильмах «Суд чести», «Заговор обречённых», «Дело № 306», «Ленинградская симфония», и др... Особенно интересна была его работа в фильме Михаила Ромма «Убийство на улице Данте», где Штраух играл Филиппа Тибо, француза-интеллигента, пришедшего сложным и трудным путём в ряды борцов Сопротивления. Бесконечно требовательный к себе, Штраух не считал свой вдохновенный и титанический труд итогом. До конца дней он мечтал о новых интересных ролях в театре и кино, и можно с уверенностью сказать - если бы его мечты осуществились, это был бы новый шаг на благородном и ответственном пути, по которому шёл замечательный актёр нашего времени, лауреат Ленинской премии, народный артист СССР, Максим Максимович Штраух.