Радиокомпозиция спектакля (в сокращении) Ленинградского академического Большого драматического театра им. М. Горького по одноимённой пьесе русского драматурга Александра Островского в постановке Ильи Шлепянова. Премьера спектакля состоялась на сцене театра 7 мая 1948 года.
Бесприданница - Пьеса, 1879 год / Впервые - Журнал «Отечественные записки» №1/1879 г.
В 1870-х гг. Александр Островский занимал должность гласного Кинешемского уездного земского собрания. Участие в процессах и знакомство с криминальной хроникой давали Александру Николаевичу возможность находить новые темы для своих произведений. Исследователи предполагают, что сюжет пьесы «Бесприданница» был подсказан драматургу одним из громких дел, всколыхнувшим весь Кинешемский уезд - им стало убийство кинешемецем - волжским миллионщиком Иваном Александровичем Коноваловым из ревности своей молодой жены.
Александр Николаевич Островский (31 марта [12 апреля] 1823г., г. Москва - 2 [14] июня 1886г., Щелыково, Костромская губ.) - русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.
_______________________
Действующие лица и исполнители:
Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет - Анна Б. Никритина;
Лариса Дмитриевна, её дочь, девица - Нина А. Ольхина;
Юлий Капитоныч Карандышев, молодой человек, небогатый чиновник - Виталий П. Полицеймако;
Василий Данилыч Вожеватов - Павел П. Панков;
Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев - Бруно А. Фрейндлих;
Мокий Пармёныч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием - Александр И. Лариков;
Робинзон - Василий Я. Софронов;
- и др.
Постановка (театр) - Илья Ю. Шлепянов.
Художник-постановщик (театр) - В. В. Дмитриев.
Исполнение музыки - Сергей А. Сорокин (гитара).
Иллюстрации:
А. Островский
А.П. Коновалов (прототип одного из героев пьесы)
И.А. Коновалов (прототип одного из героев пьесы)
P. S.:
То, что в пьесе «Бесприданница» одним из прототипов является Коновалов давно стало общепринятым предположением. Первыми такой версии придерживались писатели Дмитрий Андреевич Фурманов (1891-1926) и Николай Павлович Смирнов (1898-1978), которые в начале XX века жили в Кинешме. Но мнение Смирнова, что прототипом Кнурова был Иван Александрович Коновалов (1850-1924), противоречит пьесе, где Кнуров - «пожилой человек», так как Ивану Коновалову к началу написания пьесы (1875 г.) было всего 28 лет. Зато возраст Ивана соответствует возрасту Вожеватова, который по пьесе «очень молодой человек». Более поздними исследователями ошибка Смирнова была исправлена и прототипом Кнурова стали считать Александра Петровича Коновалова (1812-1889). Но то, что Кнуровым и Вожеватовым могли быть оба Коноваловы, то есть отец и сын, – эта мысль никому не приходила в голову. Александр Островский хорошо знал Александра Петровича Коновалова: с 1874 по 1880 гг. они оба были гласными Кинешемского уездного земского собрания. Островский, наверняка, не раз мог видеть Коновалова в Кинешме, прогуливавшегося с сыном по бульвару, например, в ожидании парохода в Кострому или на Нижегородскую ярмарку. А то, что младший Коновалов был бабником и «менял дам, как перчатки», известно из воспоминаний Николая Александровича Варенцова (1862-1947). Но и Александр Петрович Коновалов, овдовевший ещё в 1860 году и не женившийся вновь, можно предположить, был таким же. (Жена А.П. Коновалова Ирина Стефановна, дочь шуйского купца С. Вахрина). Так что слабая до женского пола парочка Кнурова с Вожеватовым вполне могла быть списана с Коноваловых. В 1875 году старшему Коновалову было 63 года и характеристика Островского, данная Кнурову («из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием») идеально подходит к Александру Петровичу Коновалову.