Радиокомпозиция спектакля Горьковского Государственного ордена Трудового Красного Знамени театр драмы им. М. Горького (ныне - Нижегородский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы им. М. Горького) по одноимённой пьесе советского драматурга Максима Горького в постановке Меера Гершт. Премьера спектакля состоялась на сцене театра в 1958 году.
«Фальшивая монета. Сцены» - Пьеса, 1927 год
«Наша жизнь полна чудес,
Всё то, что красиво,
Всё то, что фальшиво,
Нам дарит весёлый бес,
Да, да - весёлый бес -
Верный друг всех повес».
Максим Горький, также известный как Алексей Максимович Горький (при рождении Алексей Максимович Пешков), (16 (28) марта 1868г., г. Нижний Новгород - 18 июня 1936г., пос. Горки, Московская обл.) - русский и советский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам и находившийся в оппозиции царскому режиму.
________________________
Действующие лица и исполнители:
ведущая - Мария Оловянова;
Яковлев, часовых дел мастер, одноглазый - Михаил Якунин;
Полина, его жена - Эра В. Суслова;
Наташа, дочь Яковлева от первой жены - Лилия С. Дроздова;
Клавдия, племянница - Раиса М. Вашурина;
Дуня, соседка, подруга Клавдии - Галина И. Кузнецова;
Бобова, торговка старыми вещами - Татьяна П. Рождественская;
Ефимов, муж Клавдии, агент по распространению швейных машин - Георгий Е. Писарев;
Кемской, судебный следователь - Василий И. Разумов;
Глинкин, его письмоводитель - Николай Г. Волошин;
Стогов - Борис В. Костин;
Лузгин - Владислав А. Соколовский;
Иванов, полицейский - Валерий Садовский.
Постановка (театр) - Меер А. Гершт.
Иллюстрации:
М.Горький
P. S.:
В драматическом наследии Горького пьеса «Фальшивая монета» занимает особое место. Обладая теми качествами, которые присущи горьковской драматургии в целом (пафосом страстной ненависти к мещанству, рядом превосходно вылепленных характеров, блестящим афористическим языком), она отличается от других произведений великого писателя «загадочностью» отдельных персонажей (Стогова и особенно Лузгина, несущих главную философскую нагрузку в пьесе) и финала, который до сих пор получает разные критические и сценические толкования и вызывает жаркие споры. Худая слава предшествовала появлению этой пьесы, опубликованной в 1927 году. Ознакомившись с последней редакцией «Фальшивой монеты» в рукописи, столь авторитетный и обычно столь доброжелательный к Горькому критик, как Луначарский, выступил в печати с резко отрицательной оценкой пьесы. Он утверждал, что пьеса не характерна для Горького ни в художественном плане (поскольку написана в символической манере), ни в идейном (поскольку в ней нет отражения революции и противопоставления темным силам светлых). Правда, Луначарский вскоре после этого печатно признал свою ошибку относительно времени создания пьесы (М.Ф. Андреева сообщила ему, что «Фальшивая монета» была написана написана в 1913 году) и в этой связи отказался от некоторых своих обвинений. Однако его отзыв оказал большое влияние на театры: даже те из них, которые начали репетировать «Фальшивую монету», прервали работу над ней, и пьеса, если не считать одного неудачного итальянского спектакля, так и не была поставлена при жизни автора. Даже спустя много лет в одной из книг о драматургии Горького утверждалось, что Луначарский был прав в своём первоначальном отзыве о «Фальшивой монете» и что «пьеса эта совсем не нужна нашему театру». Между тем, и советское литературоведение, и практика наших театров выдвигали все больше аргументов против такого приговора. После постановки «Фальшивой монеты» во Владивостокском драматическом театре, получившей одобрительные отзывы в печати, и особенно после спектакля в Горьковском театре драмы, ставшего одним из самых ярких явлений на Всесоюзном театральном фестивале, проведённом в городе Горьком (ныне - Нижний Новгород) в 1958 году в ознаменование 90-летия со дня рождения Максима Горького.